Кто такой закадычный друг и почему с ним пьют на посошок?

Содержание

Как пить «на посошок» и «на коня»

Русские традиции не ограничиваются одними прощальными тостами. Существует не менее пяти названий рюмок, которые народная мудрость предписывает выпивать в определенной последовательности до традиционной чарки «на посошок».

  1. Застольная – пьется за столом, в знак уважения к хозяевам до дна.
  2. Подъемная – перед тем как гость собрался подняться из-за стола.
  3. На ход ноги – при первом движении в сторону двери.
  4. Запорожская – выпивается сразу за порогом дома.
  5. Придворная – при выходе во двор.

В казацком фольклоре распространены свои варианты тостов, которые по большей части связанные с лошадьми. На третьем месте после «застольной» и «стременной» рюмок стоит так называемая «закурганная». Название связано с традицией, которая была принята в военном походе. Поскольку в холмистой местности шансы встретить врага в засаде повышались, напоследок казакам подносилась «закурганная» чарка с пожеланием избежать неприятностей. В более позднее время название стало ассоциироваться с прощанием на краю села перед отъездом на службу.

Заключительный тост назывался «коню в морду». Последние капли алкоголя выплескивались на голову животного. Считалось, что лошадь запомнит запах и придет к дому даже в том случае, если казак заснет беспробудным сном.

Как правило, точное следование традициям встречается редко. Самые распространенные тосты – это «на ход ноги» и «на посошок», остальные используются только истинными любителями народного фольклора.

Десяток «посошков»

Перечислю те стопки, что полагались уходящему:

  1. Застольная – та что пьется еще за столом как бы с намерением покинуть дом.
  2. Подъемная. Гость поднимается и стоя пьет за хлебосольность и здоровье хозяев дома.
  3. На ход ноги. Наливается, если гость отходит от стола, еще твердо стоя на ногах.
  4. Запорожская подносится тогда, когда желающий уходить переступил порог.
  5. Придворная выпивается уже во дворе.
  6. На посошок – та самая рюмка, проверяющая, сможет ли путник добраться до дома самостоятельно.
  7. Стременная. Оно и понятно – когда человек ставил ногу в стремя, ведь основным транспортом была лошадь. Ох, не советую так «употреблять» садясь за руль железного коня.
  8. Седельная полагалась тому, кто сумел взобраться в седло. А теперь – за то, чтобы удержаться в нем.
  9. Приворотная выпивалась уже перед воротами.
  10. Заворотная подается уже на улице Ну и еще слово как бы предполагает, что гостя еще можно заворотить, если он уже не помнит, куда он собрался и зачем.

И лишь после всех «посошков» человек с могучим организмом (а как бы все это выдержал хлюпик) мог убираться восвояси. Лично я, побывав у таких вот хлебосольных хозяев, больше одного «посошка» пить не согласился, чем, очевидно, их обидел.

Но что делать: от каждого – по способностям. А были и те, кто прошел всю процедуру, и даже не упал.

  • Предидущее: Какой глутамат натрия на вкус?
  • Следующее: Картофельные оладьи с сыром и зеленью. Любимый рецепт

Ну, за глаголы!

Интересно, что в этот синонимический ряд встроились и такие глаголы, прямое значение которых не связано с употреблением алкоголя, например: подлечиться, расслабиться, дозаправиться, залакировать, заполировать и т. д.

И всё-таки самым неожиданным образом раскрываются именно «алкогольные» фразеологизмы.

Про человека, который не против приложиться к бутылочке, говорят, что он любитель заложить за воротник. О происхождении этого словосочетания есть несколько версий.

Приложился к бутылочке…

Существует легенда, согласно которой, во времена Петра I кровельщик Пётр Телушкин, знаменитый тем, что без лесов, с помощью веревок смог добраться до верхушки шпиля Петропавловского собора, часто терял государеву грамоту, позволяющую ему употребить. В итоге ему поставили клеймо на шее, которое он и показывал при входе в кабак. Вторая повествует о том, что такие клейма были у солдат петровской поры. В кабаке служивые щелкали по ним, чтобы угоститься бесплатно.

Вряд ли эти версии правдоподобны. Петр I, хоть сам трезвенником и не был, жестоко боролся с пьянством. В 1714 году была даже введена медаль «За пьянство» весом в 6,8 кг без учёта веса цепей, которая вешалась на шею перебравшему пьянице, натирая и сдавливая кожу. Возможно, отсюда и возникло такое яркое прозвище как «синяк».

По третьей версии, этот фразеологизм впервые появился в военной среде (ср. закладывают мину, снаряд). Есть свидетельство П. А. Вяземского о времени зарождения этого выражения и об его изобретателе, любимце брата императора Николая I — великого князя Михаила Павловича — гвардейском полковнике Раевском, балагуре и весельчаке: 

Да, изначально это выражение звучало как заложить за галстук или пропустить за галстук, то есть выпить лишнего. Со временем оно перекочевало в народ, а поскольку галстуки носили далеко не все, то закладывать стали за воротник.

И по четвёртой версии, происхождение этой фразы связано с манерой заправлять салфетку за воротник перед тем как выпить во время трапезы. Так как в XIX веке мужские воротники преимущественно шили стойкой, то со стороны действительно создавалось впечатление, что, выпивая, человек за него что-то закидывает или закладывает.

Про человека, который уже слегка заложил за воротник и уже навеселе, часто говорят, что он под мухой. И дело тут не в двукрылом насекомом. 

В XIX веке была очень популярна карточная игра мушка или муха, и про выигравшего в ней говорили, что он с мухой, т. е. с удачей, с победой. Довольный счастливчик нередко выпивал, и в дальнейшем выражение с мухой стали употреблять по отношению к нетрезвому человеку без связи с картами. Позднее на основе аналогичного выражения под хмельком, возникло сочетание под мухой.

Что же из этого получилось?

Этот жест имел смысл. Он мог уберечь человека от беды в былые времена. С его помощью определяли степень опьянения и принимали определенные меры. Оставляли у себя или, по-крайней мере, помогали добраться до нужного места.

Естественно, со временем этот обычай утерял смысл и оставил лишь глупую привычку наливать крепкий алкоголь напоследок уже нетрезвым гостям. Как правило, это губительно, а не полезно. Разум человека затмевается еще сильнее, и он испытывает еще большие трудности на пути домой.

Именно поэтому важно знать о традициях. Лучше оставьте своего пьяного гостя у себя на ночь или, по-крайней мере, проводите его до такси

На посошок

Смотреть что такое «На посошок» в других словарях:

посошок — См … Словарь синонимов

ПОСОШОК — ПОСОШОК, посошка, муж. 1. уменьш. к посох. Странник с посошком. 2. Последняя рюмка водки, выпиваемая перед уходом, на дорогу (разг. шутл.). « Еще маленькую… извольте выкушать. На дорожку посошок, сказала она слегка улыбаясь.» Мельников Печерский … Толковый словарь Ушакова

ПОСОШОК — ПОСОШОК, шка, муж. 1. см. посох. 2. Последняя рюмка вина, выпиваемая перед уходом (разг. шутл.). П. на дорогу. • Выпить на посошок выпить, уходя из гостей, с пирушки. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ПОСОШОК — Выпить на посошок. Прост. Выпить спиртного на прощание, перед дорогой. ЗС 1996, 429; Глухов 1988, 91 … Большой словарь русских поговорок

посошок — шка; м. 1. Уменьш. к Посох. Походный п. Гулять с посошком. 2. Разг. Последняя рюмка водки, вина, выпиваемая перед уходом. Выпить п. ◁ На посошок, в зн. нареч. На дорогу, перед уходом. Давай выпьем по последней рюмке, на посошок … Энциклопедический словарь

посошок — шка/; м. см. тж. на посошок 1) уменьш. к посох Походный посошо/к. Гулять с посошком. 2) разг. Последняя рюмка водки, вина, выпиваемая перед уходом. Выпить посош … Словарь многих выражений

Посошок — Посошокъ (иноск. шут.) заздравная чарка на путь дорогу (яросл.); третья рюмка вина, на прощанье. Ср. «Первая по праву, вторая на лѣву ногу, третья на посохъ: надо, не захромалъ бы». Ср. Еще маленькую калишку, Семенъ Петровичъ, извольте выкушать.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Посошок — I м. разг. Последняя рюмка вина, водки и т.п., выпиваемая перед уходом, на дорогу. II м. разг. 1. уменьш. к сущ. посох 2. ласк. к сущ. посох Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Посошок — I м. разг. Последняя рюмка вина, водки и т.п., выпиваемая перед уходом, на дорогу. II м. разг. 1. уменьш. к сущ. посох 2. ласк. к сущ. посох Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Источник

Мера на Руси

Первым официально установил меры никто иной как царь Иван Грозный, приучивший народ пить в трактирах. В его «Питейном Уставе», помимо ведра, или «винной меры», значились осьмуха — ¼ ведра, полуосьмуха — 1/8 ведра, кружка — 1/10 ведра и стопа — 1/50 ведра. Самой крупной мерой была бочка — это 492 литра или 40 вёдер. Бочки прежде всего использовали, чтобы вести торговлю с иностранными торговцами, так как им не разрешалось торговать вином «на малые меры», в розницу.

Понятно, что бочки использовались также для хранения и транспортировки не только вина и пива, но и других жидкостей и продуктов — масла, мёда, молока, и, в зависимости от того, что хранилось в ёмкостях, они различались не только по объёму, но и материалом, из которых были изготовлены.

Пётр I ввёл новые питейные меры: это небезызвестный штоф — 1/10 ведра, и «мерзавчик» — 1/100 ведра. Кроме того, появилось «ведро указное», вмещавшее 200 чарок.

Позднее Пётр приучил народ ещё к одной «мере» — бутылке, заимствованной у французов. Бутылок существовало два вида — водочная и винная, но мерной при этом считалась только последняя. Винная бутылка вмещала примерно 0,75–0,77 литра, что, в свою очередь, равнялось 1/16 ведра. Водочная бутылка была поменьше, в 1/20 ведра. Кстати, так как в торговле счёт шёл на вёдра, то ящик для водки вмещал в себя 20 бутылок, такая практика сохранилась и в наше время.

Для определения «водочной меры» в ходу были в первую очередь шкалик (в народе — «косушка», от слова «косить»), а также штоф и полуштоф, стопка — 1/6 водочной бутылки или традиционные 100 г, разовая порция, и четвертинка. Этими мерами наливали алкоголь в трактирах и кабаках. В одном шкалике умещалось 61,5 мл, а штоф был равен 1,23 л или около 20 шкаликов.

«На посошок»

Выпить «на посошок» — также излюбленное выражение русского народа — связано с алкогольной мерой. Корни она ведёт от перехожих странников, богомольцев, особо почитаемых на Руси. Эти люди много и часто передвигались на дальние расстояния, поэтому в руках для опоры держали посох. А на верхушке посоха был своеобразный набалдашник — утолщение с выемкой для чарочки.Странников с удовольствием приглашали в дома и простые крестьяне, и зажиточные купцы, вели с ними беседы, кормили и — угощали на дорожку горячительным. Соблюдая законы древнерусского гостеприимства, странник должен был выпить из чарки водки, не касаясь её руками. Если получалось не расплескать, это был добрый знак и путешественника отпускали в дорогу, если нет — значит, он был нетрезв и его оставляли на ночлег, поскольку отправляться в дорогу ему было небезопасно.

  • 10 жестов, которыми можно поблагодарить и оскорбить водителя
  • Эпидемия безумства в Пон-Сент-Эспри
  • Расстрелянный Новочеркасск: причины трагедии 1962 года
  • В 17-18 веке был распространён «медицинский каннибализм»
  • Изначально вилки были под запретом, как «слишком кощунственные»

Неписаная традиция

На самом деле здесь имеется в виду посох странника, «божьего человека», какие когда-то во множестве бродили по русским дорогам. Помните исторические романы, особенно авторов XIX века, где упоминается, как богатые люди (в основном купцы, но иногда и дворяне тоже) принимали у себя, кормили и содержали пилигримов-богомольцев? Во времена Чехова и Толстого этот обычай уже потихонечку отмирал, но столетием раньше он еще вовсю действовал.

Сейчас считается, что налить «на посошок» — значит поставить чарку на конец посоха странника, так, чтобы он мог выпить ее, не касаясь руками. Своеобразный тест на координацию. Если человек был в состоянии это проделать — его отпускали со спокойной душой, если нет — оставляли на ночевку.

Разумеется, конец посоха должен быть ровно срезан — иначе чарка никак не удержится.

Почему я говорю «считается»? Потому что источника на эту традицию мне обнаружить не удалось.
Так говорят. Так пишут. В любом случае — иных вариантов нет…

При этом традиция наливать «на посошок» (в смысле «на дорогу») считается чисто русской. Ее иногда смешивают с казачьей традицией «подорожных чарок», но у казаков все обстоит несколько иначе. Воинское сословие любит всякие церемонии, и там у них целый ритуал…))

Кроме того:

«Штрафная рюмка»
А что же это за
«штрафная» такая? Скорее всего, этот обычай пришел к нам из Греции. В
4-5 в. до н.э. древнегреческий пир становится своеобразным культом.
Количество яств и напитков не регламентировалось. Но существовали и
правила этикета, запрещающие опаздывать к совместному пиру

До нас дошли
уставы, где говорится о том, что опоздавший к столь важному событию
должен заплатить штраф.

«100 фронтовых»

Те самые фронтовые во время Великой Отечественной выделял солдатам сам
Ворошилов. Еще в 1940 году, когда советские войска в 40-градусный мороз
увязли в снегу под Финляндией, Ворошилов распорядился выдавать по 100
грамм для поднятия боевого духа, а также в качестве согревающего
средства. Официальный приказ о выдаче «наркомовских» был издан 22
августа 1941 года Государственным комитетом обороны СССР. 

А вот и любимец праздника – тост «За здоровье«.

Оказывается, еще при Иване Грозном водками было принято называть
различные лекарственные настойки и снадобья. Принимали такой крепкий
алкоголь исключительно в лечебных целях. Теперь понятно, почему «за
здоровье». 

«Сообразить на троих»
наводит на размышления: кто придумал так «соображать» и почему именно на
троих?

Оказывается, в советские времена мужу на обед было принято выдавать
рубль. А водка стоила два восемьдесят семь. Хочешь выпить – ищи третьего
(отсюда знаменитое «третьим будешь?»). И даже сдача на сырок «Дружба»
еще останется.

А вот распивать на троих приятнее всего из граненого стакана. В XVII
веке такие стаканы делались из сколоченных между собою досочек, отсюда и
грани… 

Интересно, почему в ящик водки принято класть именно 20 бутылок? В
допетровскую эпоху основной мерой водки считалось ведро. Во времена
Петра I в России появляется бутылка, ее заимствуют из Франции. Поскольку
стандартная бутылка имела объем 0,6 л., в ведре (12-ти литровом) умещалось ровно 20
бутылок. На основании этих мер велась торговая документация. С тех пор
принято, что ящик – 20 бутылок.

«Пустую
бутылку нельзя ставить на стол
«. А почему нельзя?

Об этом гласит следующая легенда: привезли этот обычай казаки,
вернувшиеся из Франции после военной кампании 1812-14 гг. В те времена
парижские официанты не учитывали количество отпущенных бутылок. Гораздо
проще выставить счет – пересчитать пустые бутылки, оставшиеся после
трапезы на столе. Кто-то из казаков и смекнул, что можно сэкономить,
убрав часть пустой тары под стол. 

«Хорошо сидим…» 

Вечер наш заканчивается. Придется достать еще бутылочку
из «заначки», чтобы не пропустить традицию выпить на посошок. В
древности во время праздничного застолья на огонек частенько захаживали
бродяги и алкоголики. К столу их, естественно, не приглашали. Но те не
обижались, а просили налить им на посошок (посох), на гребешок, на
рукавички, имея в виду небольшую порцию водочки.

А что касалось странствований, родные провожали уходящего от ворот с
напутственным словом и чарочкой, символизирующей расставание. Эту
чарочку наливали и ставили на утолщенный верхний конец посоха. Уходящий
должен был выпить ее, остатки вылить через плечо (смочить дорожку),
затем перевернуть вверх дном и идти в добрый путь.

По другой версии эту чарку наливали уходящему гостю, ставили на посох,
если тот выпивал, не дотрагиваясь руками, то пили «запорожную» (тогда,
когда гость порог переступал), затем, если сунет ногу в стремя, пили
«стременную». И так еще 23 тоста! Если же гость не мог выпить
«посошковую», то его оставляли ночевать.

Посидели на славу, вечер удался: поболтали, повеселились, расслабились.
Надеюсь, мои гости после посошка спокойно доберутся до дома. А что
касается водочки – то доброму напитку – добрые традиции. Эх, жалею я,
иногда, что водку не пью – коньяк предпочитаю.

shkolazhizni.ru psm 13/09/13 #54 14/02/14#1612 26/12/14

Казачий обычай

У казаков этот ритуал в целом назывался «пить на коня». Он состоял из последовательности опрокидываемых чарок «хлебного вина» (этим термином раньше называлась водка) или медовухи.

Первая чарка именовалась «застольная». Ее еще пили за столом. Опрокидывать ее полагалось одним духом, иначе обидишь хозяев. «Не допиваешь — так недолюбливаешь».

Вторая — «подъемная». Подносилась человеку, который уже собирался уходить.

Третья — «на ход ноги». Когда человек кое-как выбрался из-за стола, опростал подъемную, икнул, закусил малосольным огурчиком — чтоб ему мало не казалось ))

Четвертая — «запорожская». К запорожским казакам отношения не имеет, просто подносилась уходящему тогда, когда он переступал порог.

Пятая — «придворная». Наливалась и опрокидывалась перед тем, как сесть на коня.

Шестая — «стременная». Когда казак ставил ногу в стремя.

Седьмая — «седельная». Ее выпивали, уже восседая в седле. Это тоже своеобразный тест — если казак после стольких чарок (не забываем, еще в застолье наверняка было изрядно выпито!) оказывался в состоянии прочно сидеть в седле, или хотя бы не выпадал оттуда — экий лихой, однако, молодец!

А что лошадь… Лошадь — не машина, она свое разумение имеет. Умная лошадь тихонечко, шагом, бухого хозяина до дому довезет.

Но это еще не все. Восьмая стопка — «приворотная». Перед выездом за ворота.

И девятая — «заворотная». Знак особой хлебосольности хозяина, как символическая попытка «заворотить» уезжающего, последнее приглашение остаться ночевать. Смысл тот же самый — если из седла выпадаешь, то остаешься, куда тебе ехать в таком состоянии…)))

На самом деле очень редко где и когда вся эта последовательность соблюдалась в железобетонной точности. Русские люди, да и казаки, любят традиции, но не уважают формализм. Обычно при прощании выпивались две-три из всех вышеописанных чарок.

Да, вот еще… Среди всех этих рюмок выделяется особая — «закурганная». Вначале символическую закурганную чарку выпивали казаки, отправлявшиеся «за курган» — то есть нести дозор в изрезанной, гористой, холмистой местности, где из-за любого кургана может прилететь стрела или пуля. Закурганная чарка всегда сопровождалась пожеланием удачи в бою.

Позднее, и у равнинных казаков (например, донских) закурганная чарка полагалась бойцу, отправлявшемуся на службу, и уж тем более — на фронт. Ее наливала жена или мать — все с тем же пожелание удачи…

К слову говоря, казачий обычай отличается от среднерусского именно тем, что «заточен» под всадника. Стремянная, седельная и т.п. А пить «на посошок» означает провожать именно пешего путника, вооруженного увесистым посохом — без него по пустым дорогам ходить не рекомендовалось…)

на посошок

Давай выпьем по последней рюмке, на посошок.

Смотреть что такое «на посошок» в других словарях:

посошок — См … Словарь синонимов

ПОСОШОК — ПОСОШОК, посошка, муж. 1. уменьш. к посох. Странник с посошком. 2. Последняя рюмка водки, выпиваемая перед уходом, на дорогу (разг. шутл.). « Еще маленькую… извольте выкушать. На дорожку посошок, сказала она слегка улыбаясь.» Мельников Печерский … Толковый словарь Ушакова

ПОСОШОК — ПОСОШОК, шка, муж. 1. см. посох. 2. Последняя рюмка вина, выпиваемая перед уходом (разг. шутл.). П. на дорогу. • Выпить на посошок выпить, уходя из гостей, с пирушки. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ПОСОШОК — Выпить на посошок. Прост. Выпить спиртного на прощание, перед дорогой. ЗС 1996, 429; Глухов 1988, 91 … Большой словарь русских поговорок

посошок — шка; м. 1. Уменьш. к Посох. Походный п. Гулять с посошком. 2. Разг. Последняя рюмка водки, вина, выпиваемая перед уходом. Выпить п. ◁ На посошок, в зн. нареч. На дорогу, перед уходом. Давай выпьем по последней рюмке, на посошок … Энциклопедический словарь

посошок — шка/; м. см. тж. на посошок 1) уменьш. к посох Походный посошо/к. Гулять с посошком. 2) разг. Последняя рюмка водки, вина, выпиваемая перед уходом. Выпить посош … Словарь многих выражений

Посошок — Посошокъ (иноск. шут.) заздравная чарка на путь дорогу (яросл.); третья рюмка вина, на прощанье. Ср. «Первая по праву, вторая на лѣву ногу, третья на посохъ: надо, не захромалъ бы». Ср. Еще маленькую калишку, Семенъ Петровичъ, извольте выкушать.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Посошок — I м. разг. Последняя рюмка вина, водки и т.п., выпиваемая перед уходом, на дорогу. II м. разг. 1. уменьш. к сущ. посох 2. ласк. к сущ. посох Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Посошок — I м. разг. Последняя рюмка вина, водки и т.п., выпиваемая перед уходом, на дорогу. II м. разг. 1. уменьш. к сущ. посох 2. ласк. к сущ. посох Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Источник

Традиции застолья

В процессе трапезы неприятности сулила разбитая гостем посуда. Потому что наши предки считали, посуда – это символ достатка и благополучия, которые давал бог Солнца (именно с тех времен родился обычай делать ее круглой).

Разбитая посуда показывала неуважительное отношение человека к высшим силам, за что они его строго наказывали. Впрочем, это не касается свадебной традиции разбивать бокалы «на счастье» — это делается намеренно, в это действие вкладывается определенный смысл (защита молодоженов от зла), поэтому оно не сулит беды.

Если гость разбил посуду, хозяевам нужно улыбнуться и сказать: «На счастье!». Затем аккуратно собираются и отправляются в укромное место осколки. Дождавшись, пока дом покинет последний гость, хозяевам следует собрать осколки в ткань и унести прочь из дома. Выбрасывая разбившуюся посуду, следует мысленно проговорить: «Забери это и дай мне лучше».

Следите за тем, чтобы во время праздника спиртное разливалось одним человеком, так как смена рук ведет к быстрому опьянению и даже ухудшению самочувствия. Корни этой приметы следует искать в глубокой древности, в тех временах, когда разливать напитки на пиру позволялось только одному человеку – старшему и главному мужчине семьи.

Это была очень почетная и ответственная обязанность. Хозяин должен был сначала налить напиток в свой стакан и только затем наполнить стаканы гостей – этим он показывал, что пьёт с ними из одной бутылки, и напиток не отравлен.

Вероятно, по этой же причине возник обычай «чокаться». Когда бокалы сталкивались, их содержимое перемешивалось – если кто-то отравил напиток, то он тут же выдавал себя, отказываясь пить. По этой же причине возникла примета, запрещающая чокаться пустым бокалом.

Впрочем, у этой традиции есть и другое объяснение: в прежние времена верили, что звон ударяющихся бокалов отгоняет злых духов. Нельзя также наливать выпивку «на весу» или «через руку» – считается, что это сулит хозяину неудачу и потерю денег.

Приметы также запрещают держать на столе открытые и пустые бутылки с алкогольными напитками. Открытые бутылки следует обязательно прикрывать крышками или пробками, пустые – убирать под стол. В противном случае молодым девушкам, которые сидят за столом, это может грозить несчастьем в личной жизни (они так и останутся «порожними»).

Это также сулит финансовые потери хозяевам дома, а иногда даже трактуется как знак, что в доме скоро появится покойник. Откуда взялось это поверье, сказать трудно. Есть мнение, что эта примета пошла от вернувшихся из французского посольства казаков. Местные официанты выставляли счёт исходя из того, сколько пустых бутылок стояло на столе.

Казаки быстро сообразили, что пустые бутылки можно прятать под стол – тогда и платить за выпивку не придется. Насколько это правдиво, сказать трудно, но ясно одно: пустым и незакрытым бутылкам не место на столе – хотя бы потому, что их могут случайно опрокинуть, разлив содержимое или вовсе разбив. А осколками кто-нибудь может и пораниться.

Ну, за глаголы!

Интересно, что в этот синонимический ряд встроились и такие глаголы, прямое значение которых не связано с употреблением алкоголя, например: подлечиться, расслабиться, дозаправиться, залакировать, заполировать и т. д.

И всё-таки самым неожиданным образом раскрываются именно «алкогольные» фразеологизмы.

Про человека, который не против приложиться к бутылочке, говорят, что он любитель заложить за воротник. О происхождении этого словосочетания есть несколько версий.

Приложился к бутылочке…

Существует легенда, согласно которой, во времена Петра I кровельщик Пётр Телушкин, знаменитый тем, что без лесов, с помощью веревок смог добраться до верхушки шпиля Петропавловского собора, часто терял государеву грамоту, позволяющую ему употребить. В итоге ему поставили клеймо на шее, которое он и показывал при входе в кабак. Вторая повествует о том, что такие клейма были у солдат петровской поры. В кабаке служивые щелкали по ним, чтобы угоститься бесплатно.

Вряд ли эти версии правдоподобны. Петр I, хоть сам трезвенником и не был, жестоко боролся с пьянством. В 1714 году была даже введена медаль «За пьянство» весом в 6,8 кг без учёта веса цепей, которая вешалась на шею перебравшему пьянице, натирая и сдавливая кожу. Возможно, отсюда и возникло такое яркое прозвище как «синяк».

По третьей версии, этот фразеологизм впервые появился в военной среде (ср. закладывают мину, снаряд). Есть свидетельство П. А. Вяземского о времени зарождения этого выражения и об его изобретателе, любимце брата императора Николая I — великого князя Михаила Павловича — гвардейском полковнике Раевском, балагуре и весельчаке: 

Да, изначально это выражение звучало как заложить за галстук или пропустить за галстук, то есть выпить лишнего. Со временем оно перекочевало в народ, а поскольку галстуки носили далеко не все, то закладывать стали за воротник.

И по четвёртой версии, происхождение этой фразы связано с манерой заправлять салфетку за воротник перед тем как выпить во время трапезы. Так как в XIX веке мужские воротники преимущественно шили стойкой, то со стороны действительно создавалось впечатление, что, выпивая, человек за него что-то закидывает или закладывает.

Про человека, который уже слегка заложил за воротник и уже навеселе, часто говорят, что он под мухой. И дело тут не в двукрылом насекомом. 

В XIX веке была очень популярна карточная игра мушка или муха, и про выигравшего в ней говорили, что он с мухой, т. е. с удачей, с победой. Довольный счастливчик нередко выпивал, и в дальнейшем выражение с мухой стали употреблять по отношению к нетрезвому человеку без связи с картами. Позднее на основе аналогичного выражения под хмельком, возникло сочетание под мухой.

Что это означает – «на посошок», определение

Перед длительным путешествием или дальней дорогой все стараются соблюдать исконно русские традиции – чтобы не приключилось беды. Так поступали и на Руси. Еще с давних времен зародилась традиция опрокидывать чарочку другую на дорожку, если этого не сделать – путь будет тяжелым.

После застолья гости, отправляющиеся домой и странники, следующие по своему пути, выпивали «на посошок». Для этого накрывали отдельный стол, застилали его белой скатертью, ставили на нее хлеб с солью и молча выпивали. Главное – опрокинуть рюмку и не разлить ни капли, иначе дорога будет плохой, потому лучше остаться на ночевку.

Внимание!

Исконно русское выражение «выпить на посошок» означало, что рюмку ставили на посох (его использовали странники). Емкость недопустимо было опрокинуть или разлить содержимое.

Выпить «на посошок»

Одна из самых устоявшихся традиций – наливать рюмку «на посошок» перед уходом. С одной стороны, обряд может показаться не совсем логичным, ведь последняя доза может оказаться причиной того, что гость просто не доберется до дому. Со временем это стало просто привычной формулировкой, которую произносят перед тем, как проводить участников застолья. А ведь обряд появился не одно столетие назад и был связан с почитанием странников на Руси.

Странничество считалась в дореволюционной России подвигом. Причины, по которым люди оставляли свой дом, могли быть разными, но цель была одна – богоискательство. На дорогах встречались странники, жаждущие обрести божественную истину в скитаниях, были среди них и люди, сознательно отвергнувшие мирские радости и выбравшие свой путь служения Господу. У обывателей такие гости встречали уважение и почет, считалось честью приютить нищего путешественника, обогреть его и налить чарку-другую.

«На посошок» наливали странникам

Со временем традиция распространилась на всех участников застолья. Последняя рюмка стала своеобразным тестом на опьянение и служила для проверки способности гостей самостоятельно вернуться домой. Если испытание проходило успешно, человека провожали, если нет – уговаривали остаться на ночлег.

Как правильно произносить тосты

Во время застолья появляется так много поводов в очередной раз поднять бокалы: и за любовь нужно выпить, и за дружбу, и за деньги, и за тех, кто с нами, и за тех, кого с нами нет, и за погоду, и даже «за робототехнику». А между тем существует вполне определенная традиция очередности тостов, а некоторые из них, оказывается, вообще нельзя произносить на торжестве.

Первый тост традиционно произносится за виновника торжества. Если гости собрались на общий праздник (например, Новый год) или без особого повода, то первый тост пьют за встречу, хозяева благодарят собравшихся людей за то, что они пришли. Этим они показывают гостям, что очень рады с ними встретиться и впредь хотели бы делать это чаще. В идеале такой тост сопровождается пожеланиями, адресованными всем, а не кому-то одному.

Если повод собраться – свадьба, то второй тост должен быть за родителей виновников торжества. Впрочем, за родителей можно выпить в любом случае: родители – самые важные люди в жизни каждого из нас, и почести в их адрес никогда не бывают лишними.

Что касается третьего тоста, если собрались военные, спасатели, то тост следует посвятить погибшим товарищам. В этом случае пьют не чокаясь. Если собравшиеся не коллеги и не имеют отношения к опасным профессиям, то третий тост можно произнести за любовь.

В четвертый раз можно выпить за отсутствующих, но ныне здравствующих. Это старинная традиция, призванная показать, что и те, кто отсутствует, дороги хозяевам. Это пожелание того, чтобы в следующий раз эти люди уже сидели за столом вместе с остальными. В этом случае нужно чокаться громко, чтобы звон бокалов дошёл до ушей отсутствующих, и они поспешили вернуться.

Пятый тост обычно произносят, как бы это ни было парадоксально, за здоровье. Считается, что пить за здоровье – исконно русская традиция, однако это не совсем так. Корни этого обычая следует искать еще в античном мире: тогда хозяин дома наливал вино сначала себе, затем – всем остальным, после чего со словами «за здоровье» первым осушал бокал, показывая гостям, что напиток не отравлен.

Слова «за здоровье» должны были подтвердить, что здоровью собравшихся ничто не угрожает. После пятого тоста обычно пьют за все подряд: к этому моменту тосты, как правило, уже никто и не считает.

За что нельзя поднимать тост

А вот поднимать бокал «за удачу» не следует. Считается, что фортуна – дама капризная и своенравная, она не любит, когда ею пытаются манипулировать. Над тем, кто произносит в ее честь благодарственную застольную речь, она может зло подшутить, отвернувшись от него и лишив его своей благосклонности.

Нельзя пить и за будущее. Это суеверие исходит из представления о том, что выражать вслух свои планы и желания небезопасно. Будущее для каждого человека – закрытая книга, и не стоит загадывать наперед. Впрочем, за абстрактное «светлое будущее» выпить вполне можно – просто не нужно конкретизировать.

Не следует упоминать в тостах негативные события, использовать жаргонные слова и нецензурные выражения, даже если собрались самые близкие люди.

Тосты – это слова благодарности и пожелания всех благ, поэтому во время их произнесения следует концентрироваться исключительно на хорошем.