Олег николаевич ефремов: фото, личная жизнь, рост, причина смерти

Содержание

Школьные годы

В 1935 году Олег пошел в первый класс школы № 9 в Староконюшенном переулке. В классе было сорок человек, в связи с этим на следующий год ребят расформировали, и Ефремов продолжил учебу в школе № 70. Он выделялся среди других учеников, даже одет был по-особенному, ходил не в бесформенных штанах, а в довольно дорогих и модных бриджах. Отличался от остальных учеников сильнейшим духом независимости, для Олега не существовало никаких предрассудков и страхов.

Он постоянно находил для себя занятия, был завсегдатаем в Доме Пионеров. Особенно нравилось Олегу заниматься в историческом кружке, он отлично знал историю Москвы, мог рассказать о любой улице. Когда родители подарили ему на день рождения фотоаппарат «Фотокор», юный Ефремов увлекся фотографией, снимал, проявлял, печатал.

Еще в начальной школе стали заметны его качества лидера, потом неоднократно Олега избирали старостой класса, председателем совета пионерского отряда. Ефремова любили и уважали все – одноклассники и учителя.

Но самым большим увлечением для Олега были сцена и театр. Вместе с двоюродным братом они постоянно устраивали какие-то постановки, делали из бумаги простенькие декорации и кукол. В журнале нашли детскую пьесу и поставили по ней спектакль. С этой постановкой успешно выступили на школьном вечере, после чего были выдвинуты на районный смотр художественной самодеятельности.

Когда началась война, отец Ефремова состоял на службе в ГУЛАГе на должности бухгалтера и работал в одном из лагерей Воркуты. Летом 1941 года туда же эвакуировались и Олег с мамой. За два года эвакуации юноша основательно познакомился с миром уголовников и лагерников и научился курить, эту вредную привычку так и не смог побороть до конца жизни.

Первый брак

Отвергнутый Скобцевой, Ефремов переживал, но недолго. Вокруг было так много красивых и талантливых девушек. В пору формирования театра «Современник» в сердце молодого режиссера вспыхнула любовь к однокурснице Лилии Толмачевой. Он осмелился предложить ей руку и сердце, она приняла предложение, и пара поженилась.

Этот брак просуществовал всего полгода. Хотя Толмачева искренне любила Олега Ефремова, она не могла смириться с его тягой к спиртным напиткам, которая начала проявляться у супруга еще в молодые годы. К тому же, даже будучи женатым человеком, Олег Ефремов не мог не увлекаться другими женщинами. Толмачева подала на развод.

Через всю жизнь режиссер пронес теплые чувства к своей первой жене. Он всегда отзывался о ней с нежностью.

Художественный руководитель МХАТа


Олег Ефремов. Фотография: kino-teatr.ru

Второй шанс попасть во МХАТ представился Олегу Ефремову спустя 21 год: 7 сентября 1970 года его назначили главным режиссером МХАТа. Вслед за ним пришли из «Современника» и некоторые его ученики — Евгений Евстигнеев, Андрей Попов, Александр Калягин. Знаменитый театр переживал тогда не лучшие времена: в труппу входили около 150 артистов, часть из которых вообще не бывала занята в спектаклях, но получала зарплату наравне с часто играющими актерами. Зрители шли во МХАТ неохотно, предпочитая «Таганку» или «Ленком». В развитии театра наступила эпоха застоя.

За первый год работы Ефремов лично поговорил с каждым актером и сделал вывод: «Я понял, что многие мхатчики имеют одну сверхзадачу — сохранить собственный покой». После этого начались реформы: новый художественный руководитель вводил в репертуар пьесы, которые раньше не ставили, учредил «совет старейшин», состоявших из наиболее опытных актеров, старался занять в спектаклях как можно больше артистов. В первых девяти постановках обновленного театра участвовала почти вся труппа.

В 1971 году Ефремов поставил спектакль «Дульсинея Тобосская» по пьесе Александра Володина. Эта постановка еще соответствовала традициям «Современника» — простоте восприятия, иллюзии непосредственного общения со зрителем. Во МХАТе тогда появлялись другие пьесы — острые, злободневные истории из советской жизни. К ним относились произведения драматурга Александра Гельмана, к которым позже обращался Ефремов, — «Обратная связь», «Заседание парткома», «Наедине со всеми».

Не уходила из репертуара и классика — «Чайка», «Дядя Ваня» и «Три сестры» Антона Чехова, «Последние» Максима Горького. Ефремов не боялся экспериментировать с постановками: менял местами эпизоды, смещал акценты, выводил на первый план второстепенных героев. Часто с ним работали приглашенные режиссеры: Анатолий Эфрос ставил во МХАТе «Тартюфа», Лев Додин — «Господ Головлевых» по произведению Михаила Салтыкова-Щедрина. Ефремов сотрудничал не только с именитыми театральными деятелями, но и с начинающими режиссерами — Камой Гинкасом, Романом Виктюком, Марком Розовским.

Тем временем в театре назревал раскол. Труппа снова стала слишком многочисленной, Ефремову приходилось ставить множество мелких проходных спектаклей, которые мало интересовали публику, но позволяли занять большую часть актеров. Артисты с небольшой занятостью считали, что их несправедливо оценивают. Для некоторых это стало причиной ухода из театра: так покинули МХАТ Георгий Бурков и Алексей Петренко.

Постепенно труппа разделилась. Чтобы сгладить конфликт, в 1987 году Олег Ефремов предложил создать два автономных подразделения театра — основной МХАТ в Камергерском переулке и филиал на улице Москвина. Но в результате образовались два независимых друг от друга коллектива: МХТ имени Чехова, руководителем которого остался Ефремов, и МХАТ имени Горького, который возглавила Татьяна Доронина.

Краткая биография Олега Ефремова

Биография Олега Ефремова началась с 1 октября 1927 года в столице России. С самого детства он мечтал стать актером, что у него прекрасно получилось в дальнейшем. В театральные круги его ввел приятель Саша. Он начал активно посещать драматический кружок, а уже в 1945 году стал студентом Школы-студии МХАТ. Его наставниками были Василий Топорков и Михаил Кедров.

После получения диплома, в 1949 году, Ефремова отказались брать во МХАТ, что стало для него самой настоящей катастрофой. Позднее он получил приглашение в Центральный детский театр, где дебютировал в роли Володи в постановке «Ее друзья». На сцене этого театра он прослужил до 1957 года, сыграл не менее 20 ролей.

Кинодебют Ефремова состоялся в 1955 году в картине «Первый эшелон». После этого проекта актеру начали предлагать роли секретарей райкомов и парткомов, положительных чекистов, сотрудников правоохранительных органов и уголовного розыска.

Публике запомнились лирически роли Олега Ефремова в таких картинах как «Три тополя на Плющихе», «Гори, гори, моя звезда», «Айболит-66» и т. д. К сожалению, Олег Ефремов скончался в мае 2000 года от рака легких. Он очень долго боролся с заболеванием, но болезнь оказалась сильнее.

Болезнь и смерть

В последние месяцы жизни Олег Николаевич серьезно болел: у него обострилось давнее заболевание легких, и он мог дышать только с помощью кислородного аппарата. Однако Ефремов не жаловался и продолжал работать – руководил МХАТом, репетировал.

О последних днях режиссера вспоминала писательница Людмила Петрушевская: «То, что он умирает, знали все вокруг. Он молчал, никогда, ни единым словом не выдал себя, не пожаловался. При нем даже стыдно было говорить о собственных болезнях

Олег Николаевич поддерживал свое существование, дыша кислородом через постоянно укрепленные трубочки — легкие работали неважно. Всюду с ним был этот аппарат, агрегат, соединенный с бедными, почти неживыми органами дыхания

Как этот человек существовал, непонятно. Постоянные боли в ноге, которую давно грозились ему ампутировать, затем язвы в кишечнике».

Он умер в Москве, в своей квартире на Тверской улице, 24 мая 2000 года. Великому режиссеру и человеку было 72 года. В день прощания к зданию в Камергерском переулке из-за моря цветов невозможно было подойти. 31 мая Олег Ефремов был похоронен на Новодевичьем кладбище рядом с могилой К. С. Станиславского.

Личная жизнь Олега Ефремова

Насколько известно публике, актер был весьма влюбчивым человеком. Его друзья постоянно шутили, что перед его молчаливым и пронзительным взглядом не может устоять ни одна женщина. Личная жизнь Олега Ефремова начала развиваться еще в школьные годы. Именно там его настигла первая любовь.

Девочку звали Таня Ростовцева, она была на два года младше будущего артиста

Пытаясь привлечь внимание возлюбленной, мальчишка кидал ей в окно шарики, которые были наполнены водой, пока однажды «снаряд» не попал в тетю Тани. На этом влюбленность Ефремова завершилась, не успев начаться

Татьяна Ростовцева, когда выросла, стала супругой Юрия Никулина.

Брак Олега Ефремова с Лилией Толмачевой

Во время обучения в Школе-студии МХАТ личная жизнь Олега Ефремова продолжала стремительно развиваться. Так, он влюбился в первую красавицу театрального института Ирину Скобцеву, однако сама она вышла замуж за другого парня. Отвергнутый студент, не особо переживая, влюбился в однокурсницу Лилию Толмачеву. Именно эта девушка и стала первой женой Олега Ефремова.

Как известно, брак просуществовал не более полугода. Актер тогда влюбился в Маргариту Куприянову, которая играла в его дебютной театральной постановке. К тому же мужчина начал злоупотреблять спиртными напитками. Законная жена Олега Ефремова не смогла этого вытерпеть, поэтому подала на развод. Сам актер потом об этом очень долго жалел.

Брак актера с Антониной Елисеевой

Вскоре после расставания с первой женой личная жизнь артиста вновь начала налаживаться. Тогда он обнаружил симпатию к своей коллеге Антонине Елисеевой. На то время она являлась примой ЦДТ, в котором служил и сам Ефремов.

Возлюбленная актера была старше его самого на целых десять лет, а также состояла в официальных отношениях с другим актером. Сердцу не прикажешь, но эта любовная история так и не нашла своего продолжения.

Олег Ефремов и Ирина Мазурук

В 1955 году Галина Волчек познакомила актера с 19-летней девушкой Ириной Мазурук. Пара не стала официально регистрировать свои отношения, однако свадебное торжество все же сыграла. Так, Ирина стала гражданской женой Олега Ефремова. Вскоре девушка подарила своему возлюбленному дочку Анастасию. Правда, это не стало препятствием для дальнейших увлечений актера. Он все так же продолжал влюбляться в актрис собственного театра.

Во время первых съемок в кино у Ефремова начались романтические отношения с Ниной Дорошиной. Ирина тогда не выдержала и тоже начала встречаться с кавалерами, которые проявляли к ней всевозможные знаки внимания. С некоторыми из них актер даже лично познакомился. Постоянные интрижки супруга и его симпатии к другим женщинам вскоре надоели Ирине, поэтому она решила покончить жизнь самоубийством. К счастью, женщину удалось спасти. На этом отношения супругов завершились. Актер продолжал помогать бывшей супруге в воспитании ребенка.

В числе любимых женщин Олега Ефремова также значились Ирина Мирошниченко и Анастасия Вертинская.

Актер был настолько поражен красотой Анастасии, что во время гастролей лазил к ней по балконам в гостиничный номер. Так между ними вспыхнул роман. Женщина сделала ремонт в квартире актера, но он даже не наградил ее ни разу основной ролью в своем театре. Этот роман также просуществовал недолго.

Брак Олега Ефремова и Аллы Покровской

Последней официальной женой Олега Ефремова стала Алла Покровская. Она подарила возлюбленному ребенка – сына Михаила. Она терпела измены популярного мужа дольше всех – около 12 лет. После расставания с женой Олег Ефремов поддерживал отношения с сыном. На протяжении долгого времени Михаилу не удавалось выйти из тени отца, однако в настоящее время он стал популярным актером театра и кино. Его наследник Никита, внук Ефремова, также стал актером.

Все дети Олега Ефремова обрели популярность в актерской сфере. При жизни актер неоднократно говорил, что гордится своими наследниками и их личными успехами в карьере, и, конечно же, их семьями. В Сети можно встретить фото самого артиста, а также фото детей Олега Ефремова и его жен.

Личная жизнь

С трудностями и неудачами актер привык бороться двумя способами — забываться в алкоголе и любовных интрижках. Как поговаривали друзья, «под его молчаливым взглядом не могла устоять ни одна дама». Официальных жен у Ефремова было три, но в каждом браке он умудрялся крутить романы на стороне. Первая избранница. Лилия Толмачева, терпела выходки и загулы мужа лишь полгода. После поняла: ее любимый — талантливый артист, но семейная жизнь — не для него. В доказательство тому Толмачева позже стала ведущей актрисой «Современника» и прекрасно ладила с бывшим мужем.

Со второй, гражданской женой Ириной Мазурук, Ефремов прожил три года, в этом союзе родилась дочь Анастасия. Расставание с ним далось Ирине непросто: когда Олег ушел, женщина перерезала себе вены на запястьях и шее. Всю оставшуюся жизнь она ходила с браслетами на руках и в одежде с высокими воротниками.

Простила ли его Анастасия? Мало того, что он бросил их с мамой: когда та сгорела от рака, не приехал даже на похороны! И на рождение внучки отреагировал равнодушно. Зачем-то делился с дочерью подробностями своих романов…


Третья супруга, Алла Покровская, продержалась дольше прежних жен. Много лет она закрывала глаза на измены мужа, занималась воспитанием их сына Миши. Но и ее терпению однажды пришел конец…


А что же увлечения на стороне? Их было немало! Маргарита Куприянова, Анастасия Вертинская, Ирина Мирошниченко, Людмила Максакова… В этот список попала даже министр культуры СССР Екатерина Фурцева. Поговаривали, что для нее любовь оказалась без взаимности. Но в подробности не вдавались: все же о романе с «железной леди советской культуры судачить было небезопасно.

Пожалуй, самой долгой и трагичной оказалась связь Олега Ефремова с актрисой Ниной Дорошиной. Они познакомились еще в 1955 году на съемках фильма «Первый эшелон». Роман длился не одно десятилетие, то прерываясь, то вспыхивая вновь. Назло любовнику Дорошина даже вышла замуж — за актера Олега Даля. На свадьбу явился Ефремов и позволил себе гнусную выходку. Усадив невесту себе на колени, он с ухмылкой произнес: «А любишь ты, лапуля, все равно меня одного».

Говорят, после этого Нина с Олегом уединились на полчаса. Несчастный Даль был вне себя от гнева. Но… он любил, а потому на все закрыл глаза и все простил. Впрочем, этот брак был обречен. Как и отношения Дорошиной с Ефремовым.

Когда Олега Николаевича однажды спросили, почему он так и не позвал актрису замуж, тот ответил: «Жена должна быть тылом. А эта так и будет кокетничать».

Олег Николаевич Ефремов любил не только кино и театр: страстью его жизни были женщины. В итоге на склоне лет Ефремов остался один. «С папой не могло быть идеального брака ни у кого, — говорила Анастасия. Потому что любая женщина достойна хоть какого-то, но внимания». Он и по жизни был одиночкой. По словам близких, даже находясь рядом с ними, Олег Николаевич всегда был сам по себе. Обидно!

Работа в кино

Рассказывая о биографии Олега Ефремова, мы еще ничего не упомянули про его многочисленные роли в кино. А ведь именно благодаря им наш герой стал любимцем многомиллионной советской аудитории.

Впервые Ефремов попробовал себя в качестве киноактера в картине Михаила Калатозова «Первый эшелон». Премьера фильма состоялась в 1955 году. Дебют был успешным. Все последующие годы Ефремов снимался в кино регулярно.

Далеко не все его работы были удачными. Но некоторые ефремовские киноперсонажи просто гениальны. Например, Максим Подберезовиков из лирической комедии Рязанова «Берегись автомобиля» или таксист из фильма «Три тополя на Плющихе».

МХАТ

Но в 1970-м году Ефремов делает решительный поворот назад: он оставляет свое детище и возвращается во МХАТ.

Ему посулили место главного режиссера. «Современник» раскололся на две половины: одна последовала за гением, другая осталась, сочтя Олега Николаевича предателем.

Начались очень некрасивые события, закончившиеся печально для мхатовских старожилов. Ефремов явился со своим уставом в чужой монастырь и принялся безжалостно «чистить ряды». По его мнению, большинство актеров лишь числились, зря получая свою зарплату. Он ставил новые спектакли, менял устоявшуюся систему и в целом перекроил всю структуру МХАТа под себя.

Оставив от классических постановок одни названия, Ефремов изменил их концепцию, чем привлек в театр множество молодежи.

Раскол наступил и в самом МХАТе, часть актеров, несогласных с новыми порядками, создали отдельную труппу под руководством Татьяны Дорониной. Они назывались МХАТ  им. Горького. А Ефремову достался МХАТ им. Чехова.

Детство и юность

Знаменитый актер и режиссер Олег Ефремов появился на свет в простой русской семье 01.10.1927 года. Как часто бывает, когда речь идет о талантливых людях, ему «приписывали» еврейские корни.

По этому поводу однажды высказался выдающийся актер С. Юрский. Вспоминая вечер памяти, посвященный худруку Московского еврейского театра С. Михоэлсу и выступление на нем Ефремова, он говорил о том, что особенностью России всегда было выискивание в талантливых и выдающихся людях хоть небольшого намека на еврейское происхождение.

Считалось, что если интеллигент, то, скорее всего, из евреев. И даже те люди, которых ну никак нельзя было отнести к представителям этой национальности, все равно подозревались в этом.

Детство метра прошло в обычной московской коммунальной квартире, которая находилась в доме на Арбате. Его родители, Анна Дмитриевна и Николай Иванович, были людьми скромными и небогатыми.

Своими верными друзьями артист считал Александра Калужского, внука советского артиста В. Калужского, и Сергея Шиловского, приемного сына М. Булгакова.

Юному Олегу посчастливилось часто посещать дом Булгаковых, что находился в Нащокинском переулке. В те годы парень даже не представлял себе величие человека, с которым ему доводится общаться, так как к тому времени не успел прочесть ни одной книги Булгакова.

Позже он будет восхищаться произведениями великого мастера, и многие из его творений поставит на сцене своего театра. Тогда же он просто наслаждался той приятной творческой атмосферой, которая царила в доме его друга.

В период, когда Олег ходил в школу, они с семьей перебрались в Воркуту. В печально известном ГУЛАГе его отец работал бухгалтером. Ефремову довелось в те годы узнать о том, что такое жизнь в лагерях.

Когда война наконец-то закончилась, молодой человек принял решение поступать в школу-студию МХАТ. Актерами в то время хотели стать многие, поэтому конкурс был просто огромный.

18-летний парень не был писаным красавцем, но обладал шармом и талантом, поэтому смог убедить приемную комиссию в том, что перед ними будущий великий артист.

Руководителями его курса были талантливейшие люди – театральный режиссер, лауреат 4-х Сталинских премий М.Кедров, а также актер и режиссер, лауреат 2-х Сталинских премий В. Топорков.

Учение К. Станиславского юный студент просто боготворил, и оставался верен ему всю жизнь. В студенчестве он даже поклялся с товарищами-студентами, что они всегда будут верны этому учению и скрепили свою клятву кровью.

Учеба ему очень нравилась, он всецело отдался актерской науке, не прекращая мечтать о МХАТе. Будучи человеком амбициозным, он даже сделал запись в своем дневнике, что когда-то придет время, и он станет руководителем знаменитого театра.

Но, к сожалению, окончив обучение, он не смог попасть в театр даже в качестве статиста. Это был для него большим ударом, но он не отчаялся и пошел служить в Центральный детский театр.

Ирина Мазурук и Олег Ефремов

Совсем юной девушкой Ира вышла замуж. Однако брак практически сразу распался. Тогда подруга Ирины — Галина Волчек — познакомила ее со своим бывшим поклонником О. Ефремовым, с которым они вместе работали в «Студии молодых актеров». Олег Николаевич был старше 19-летней Мазурук на 9 лет. Кроме того, на тот момент Ефремов был все еще официально женат на бывшей сокурснице Лилии Михайловне Толмачевой. Несмотря на эти обстоятельства, он сделал Ирине предложение и молодые отгуляли пышную по тем временам свадьбу в известном московском заведении «Коктейль-холл».

Так как Ефремов жил в коммуналке, он переехал к родителям Мазурук в Лаврушинском переулке. Хотя он развелся с Толмачевой, в ЗАГСе с Ириной они так и не побывали. Поэтому, когда в 1957 году у них родилась дочь Анастасия, в ее метрике в графе отцовства был поставлен прочерк. Кстати, надо сказать, что весть о том, что он станет отцом, Ефремов встретил в штыки и стал требовать, чтобы Ирина сделала аборт. Пойти на это Мазурук не могла. В период первого брака у нее уже была внематочная беременность. Тогда врачи сказали, что если она избавится от ребенка, никогда не сможет стать матерью.

Краткая биография Олега Ефремова

Коммунальная квартира на Арбате приняла в число своих жильцов его одного москвича 1 октября 1927 года, которым и оказался наш герой повествования. Лучшими друзьями в детстве маленького Олежки были приемный сын Михаила Булгакова – Сергей Шиловский – и Александр Калужский (сын известного актера Василия Калужского). Именно из-за того, что ему часто доводилось бывать в гостях у знаменитого писателя в Нащекинском переулке, Ефремов просто пропитался всем нутром бытующей там творческой атмосферой. Во многом поэтому, его будущая карьера и сложилась на театральных подмостках и съемочных площадках.

Так как отец будущего актера работал в Воркуте бухгалтером в ГУЛАГе, то и все его школьные годы прошли в этом заполярном городе. А уже по окончании войны восемнадцатилетний парень поступает в школу-студию МХАТ с первой попытки и вместе со своими однокурсниками приносит клятву кровью своему идейному вдохновителю – Станиславскому. Этот поступок очень красноречиво говорит о горячих сердцах того поколения молодых артистов, ведь на дворе стоял победоносный 1945-ый год.

После МХАТа будущий кумир миллионов отечественных поклонников был принят на службу в Центральный детский театр. Здесь Олег Ефремов дал жизнь более чем двадцати персонажам, обретя очень серьезный опыт и популярность. А в 1955 году молодое дарование дебютировало и в режиссерском амплуа постановкой музыкальной комедии «Димка-невидимка». Кстати, после окончания театрального ВУЗа Ефремов не только продолжил свою профессиональную деятельность в качестве актера и режиссера, но и активно занимался преподавательской деятельностью.

Именно это и позволило ему с коллективом единомышленников создать знаменитый сегодня на всю страну театр «Современник», а впоследствии реанимировать в 1970-м году в должности худрука разваливавшийся тогда храм Мельпомены – МХАТ. Через некоторое время его усилия в совокупности с Евгением Евстигнеевым, Александром Калягиным, Татьяной Дорониной и Иннокентием Смоктуновским позволили вернуть подмосткам МХАТа былую славу и величие. А еще через несколько лет труппа театра настолько разрослась, что пришлось его разделить. С этого момента Олег Ефремов стал руководителем МХТ имени Чехова.

Кинематографические достижения знаменитого артиста также поражают воображение, как и театральные. На этом поприще Ефремов дебютировал в 1955 году в фильме «Первый эшелон» режиссера Михаила Калатозова. А далее была успешная и плодотворная работа Олега Николаевича в отечественном кинематографе, которая почти ежегодно отмечалась самыми разноплановыми ролями.

Театр и кино

В ЦДТ Олег Ефремов сыграл немало главных персонажей. Критики отмечали высококлассную игру молодого актера и пророчили ему большое будущее. Интересен факт, что в скором времени ЦДТ стал одних из наиболее популярных московских театров.

Любопытно, что в 1949 г., сразу после окончания Школы-студии МХАТ, Олег начал преподавать в родном заведении. Стоит отметить, что он был ярым приверженцем системы Станиславского, которая в то время еще не пользовалась признанием.

В середине 50-х годов Ефремов поставил свой первый мюзикл «Димка-невидимка», который получил множество положительных отзывов от театральной элиты. Тогда же он начал искать единомышленников в отношении метода Станиславского, желая сформировать актерскую труппу.

Коллектив, изначально названный «Студией молодых актеров», был собран из учеников и выпускников Школы-студии МХАТ. В его состав входили такие еще малоизвестные артисты, как Галина Волчек, Евгений Евстигнеев и Олег Табаков.

Именно так зарождался знаменитый «Современник», основателем которого являлся Олег Ефремов. Он был его художественным руководителем с 1956 по 1970 год. Театр пытался избавиться от советских «шаблонов», не боясь поднимать насущные проблемы современного общества.

На сцене ставились спектакли по пьесам современных авторов, включая опального Александра Солженицына. Интересен факт, что артисты выбирали репертуар путем коллективного голосования, а также всей труппой решали дальнейшую судьбу того или иного актера.

А если дело доходило до обсуждения художественного руководителя, Олег Николаевич покидал помещение, чтобы не стеснять артистов. «Современник» всегда стремился быть честным со зрителем. Примечательно, что в театре даже не было занавеса.

С каждым годом популярность «Современника» становилась все большей, вследствие чего в 1964 г. он наконец удостоился официального статуса театра и перестал называться студией. В 1970 г. Ефремову предложили должность худрука во МХАТе.

Артист принял предложение, посчитав это большой честью. Тем не менее, коллеги расценили его уход как предательство. На новом месте работы Олег Ефремов продолжал выступать как в качестве театрального режиссера, так и актера, постоянно участвуя в спектаклях.

Вскоре мужчине удалось вернуть МХАТу былую славу. Его труппа оказалась такой большой, что многим актерам приходилось оставаться в «запасе». В результате, в 1987 г. Ефремов решил разделить театр. Таким образом, он возглавил МХТ имени Чехова.

За годы творческой биографии Олег Ефремов снялся во многих известных картинах. На большом экране он впервые появился в военной мелодраме «Первый эшелон» (1955), в которой ему досталась одна из ключевых ролей.

Кадр из фильма «Берегись автомобиля»

После этого Ефремов часто появлялся на киноэкране, играя как серьезных, так и комедийных персонажей. К примеру детям он запомнился по роли доктора Айболита в одноименном фильме-сказке «Айболите-66», премьера которого состоялась в 1966 г.

В том же году зрители увидели артиста в культовой кинокомедии «Берегись автомобиля!», где его партнером был Иннокентий Смоктуновский. Затем его фильмография пополнилась такими известными лентами, как «Три тополя на Плющихе», «Случая с Полыниным» и «Гори, гори, моя звезда».

В 70-е годы Ефремов часто снимался в телеспектаклях, включая «Вечно живые» и «Три сестры». Позднее ему достались главные роли в военной ленте «Батальоны просят огня» и комедии «Шофер на один рейс». В 90-х годах он продолжил появляться в кино.

Наиболее успешными работами того периода биографии считаются «Ширли-мырли» и «Сочинение ко дню победы». В последнем фильме его партнерами были Вячеслав Тихонов и Михаил Ульянов. Последний раз актер появился на телеэкране в сериале «Чехов и Ко» (1998).

Личная жизнь

Олег Ефремов был очень влюбчивым человеком. Друзья шутили, что перед его молчаливым взглядом не может устоять ни одна женщина. Первая любовь настигла будущего актера еще в школе. Ее звали Таня Ростовцева. Она была на 2 года младше Олега

Пытаясь привлечь внимание дамы сердца, влюбленный мальчишка кидал в ее окно детские соски, наполненные водой, пока однажды снаряд не попал в тетю девочки. На этом «роман» закончился, не успев начаться

Таня Ростовцева, когда выросла, вышла замуж за Юрия Никулина.


Олег Ефремов и Ирина Скобцева

В Школе-студии МХАТ Ефремов незамедлительно влюбился в первую красавицу театрального Ирину Скобцеву, но девушка вышла замуж за другого. Отвергнутый влюбленный, не особенно переживая, отдал сердце однокурснице Лилии Толмачевой, на которой вскоре женился. Брак просуществовал полгода. Актер влюбился в Маргариту Куприянову, которая играла Димку в его дебютном спектакле «Димка-невидимка», к тому же злоупотреблял алкоголем. Законная жена не выдержала и ушла. Олег потом жалел об этом.

Вскоре после развода артист обнаружил у себя симпатию к еще одной коллеге. Антонина Елисеева была примой ЦДТ, в котором в тот момент служил Ефремов, к тому же старше актера на 10 лет, да еще и замужем за исполнителем роли принца в знаменитом советском фильме «Золушка». Но сердцу не прикажешь.


Олег Ефремов и Ирина Мазурук

В 1955 году Галина Волчек познакомила Олега Ефремова с 19-летней внучкой полярного летчика Ириной Мазурук. Официально регистрировать отношения пара не стала, но свадьбу сыграли. Вскоре Ирина родила дочь Анастасию. Правда, это не помешало артисту продолжать влюбляться во всех по очереди актрис собственного театра.

Во время первых же съемок в кино у Ефремова вспыхнул страстный роман с партнершей Ниной Дорошиной. В конце концов, Ирина не выдержала и тоже стала принимать ухаживания посторонних кавалеров, с некоторыми из них Олег Николаевич даже познакомился лично. Когда супруг окончательно ушел из семьи, Ирина попыталась покончить с собой. К счастью, женщину спасли.


Олег Ефремов и Нина Дорошина

С Ниной Дорошиной Олег Ефремов расставался не раз, но потом отношения опять возобновлялись. После одного из таких расставаний Дорошина вышла замуж за Олега Даля. Ефремов пришел к ним на свадьбу и объявил, что невеста любит его больше, чем жениха. Даль развелся с Дорошиной через пару месяцев.

В числе любимых женщин Ефремова значились Ирина Мирошниченко и Анастасия Вертинская. Последнюю актер впервые увидел в Ташкенте, на гастролях, и был так поражен красотой «вечной Ассоль», что залез к избраннице в номер по балконам.


Анастасия Вертинская и Олег Ефремов

Анастасия сделала ремонт в квартире Ефремова и даже купила новую мебель, но Олег так на ней не женился и не дал главных ролей в театре. Роман с Мирошниченко тоже просуществовал недолго.

После картины «Продлись, продлись очарованье» народная молва женила Олега на Ие Саввиной. В фильме Ефремов сыграл директора завода на пенсии, а Саввина – его случайную знакомую.


Олег Ефремов и Ия Саввина

Последней официальной спутницей Ефремова в личной жизни в 1962 году стала Алла Покровская, дочь знаменитого театрального деятеля Бориса Покровского. Она родила сына Михаила и терпела измены своего знаменитого мужа дольше всех – целых 12 лет.


Олег Ефремов и Алла Покровская

Михаил Ефремов долго не мог выйти из тени своего знаменитого отца, но теперь он популярный и узнаваемый актер. Его сын Никита, внук Олега Ефремова, также пошел по тернистому пути служения Мельпомене.

Анастасия Ефремова работает в Союзе театральных деятелей с Александром Калягиным, организовывает фестивали, редактирует журнал «Страстной бульвар, 10». Своим детям она поменяла фамилии после развода с мужем.


Олег Ефремов и его сын Михаил Ефремов

Сын Олег погиб в 2002 году. Дочь Ольга окончила Щукинское училище, снялась в картинах «Метод Фрейда», «Русский бес», «Корабль». Младший Викентий не дает СМИ повода говорить о себе.

Личная жизнь

Олег Ефремов имел репутацию любвеобильного мужчины. Его первой женой была народная артистка РСФСР Лилия Толмачева. И хотя этот брак просуществовал всего несколько месяцев, экс-супруги надолго сохранили творческий союз. Лилия была одной из ключевых актрис «Современника».

После этого у Олега были романы с коллегами Маргаритой Куприяновой и Антониной Елисеевой. В 1955 г. он познакомился с журналисткой и актрисой Ириной Мазурук. Позже молодые люди сыграли свадьбу, хотя брак регистрировать не стали.

В этом союзе у пары родилась девочка Анастасия. Тем не менее, Ефремов продолжил влюбляться почти во всех актрис, игравших в его театре. Ирина не выдержала такого поведения мужа и тоже начала заводить любовников. Когда Олег решил уйти из семьи, Мазурук хотела свести счеты с жизнью, но ее удалось спасти.

Олег Ефремов с сыном Михаилом

В последующие годы биографии Ефремов неоднократно расставался и вновь начинал ухаживать за Ниной Дорошиной. Когда Нина вышла замуж за Олега Даля, Ефремов пришел к молодоженам на свадьбу и заявил, что невеста влюблена именно в него, а не в жениха. Даль расстался с Дорошиной через несколько недель.

Позднее Олег Николаевич имел близкие отношения с Ириной Мирошниченко и Анастасией Вертинской. Третьей и последней женой Ефремова была Алла Покровская. В этом браке у супругов родился сын Михаил, который в будущем станет известным артистом.

Расставание

Все, кто знал Олега Ефремова, в один голос утверждают, что тот не был создан для семейной жизни. В течение всего недолгого гражданского брака с Ириной он постоянно влюблялся то в одну, то в другую актрису. Через некоторое время супруга также стала заводить романы, видимо, чтобы отомстить мужу. Она их даже не скрывала, поэтому все знали, что жена Олега Ефремова — Ирина Мазурук — встречается с кавалерами прямо на квартире родителей.

Тем не менее, когда супруг ушел из семьи, она вскрыла себе вены. Подруги утверждали, что, скорее всего, это было сделано из-за уязвленного самолюбия. К счастью, Ирину удалось спасти, но шрамы остались на всю жизнь.

Кино

В кино Олег Ефремов снимался часто и много, сыграв около 70 ролей, самые известные из которых: «Первый эшелон», «Шли солдаты»,»Мама вышла замуж», «Звонят, откройте дверь», «Батальоны просят огня», «Гори, гори, моя звезда», «Война и мир», «Случай с Полыниным», «Еще раз про любовь», «Инспектор ГАИ» и другие.

В двухсерийном фильме Александра Столпера «Живые и мертвые» Олег Ефремов сыграл танкиста Иванова, которому принадлежит знаменитая фраза: «На моей фамилии вся Россия держится».

В картине Татьяны Лиозновой «Три тополя на Плющихе» Олег Ефремов и Татьяна Доронина рассказали пронзительную историю несостоявшейся любви деревенской женщины и столичного таксиста. Режиссер фильма вспоминала о работе с Ефремовым: «Я ему сказала: «Я так рада, что ты у меня будешь сниматься. По крайней мере, мне теперь будет с кем советоваться». А он: «Вот уж этого от меня не жди. Как только я влезаю в шкуру актера, я совершеннейший ноль как режиссер».

В 1966 году на экраны вышла трагикомедия Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля», моментально ставшая хитом. Олег Ефремов сыграл следователя Максима Подберезовика, истинная страсть которого — система Станиславского.

«Современник»


Олег Ефремов. Фотография: aif.ru

Первой постановкой нового театра, которым руководил Олег Ефремов, стал в 1956 году спектакль по пьесе Виктора Розова «Вечно живые». Зрители, судя по отзывам, ожидали от молодых актеров большего: «Спектакль замечательный, конечно, но ведь вы показали нам просто хороший МХАТ». Однако Ефремов воспринял подобные высказывания как похвалу: традиции старого МХАТа как раз и были главным его идеалом.

Уже в 1960 году труппа отправилась на гастроли в Ленинград — завоевывать популярность за пределами Москвы. Следующий год был для актеров «кочевым»: собственного здания у театра еще не было, хранить реквизит и костюмы было негде, постоянно перевозить громоздкие и хрупкие декорации — слишком сложно и дорого. Играли все время на разных площадках. Когда в 1961 году «Современнику» выделили здание на площади Маяковского, актеры сохранили привычки, которым вынужденно следовали на гастролях. Так, в театре не было занавеса, а спектакли оформлялись крайне лаконично.

В 1964 году «Современник» признали профессиональным театром — из его названия исчезло слово «студия». К этому времени в репертуаре было уже более десятка спектаклей на произведения современных авторов — «Голый король» по пьесе Евгения Шварца, «Продолжение легенды» и «Два цвета» Анатолия Кузнецова, «По московскому времени» Леонида Зорина и другие. Одним из любимых драматургов Олега Ефремова по-прежнему оставался Виктор Розов: в репертуар «Современника» входили его пьесы «В день свадьбы», «В поисках радости», «Вечно живые».

Ефремов руководил «Современником» до 1970 года. Последней его постановкой на этой сцене стала чеховская «Чайка».