Павел луспекаев: звездная роль и большие испытания в судьбе гениального актера

Содержание

Как болезнь помешала успешной карьере

Уже в молодости у Луспекаева начало развиваться серьезное заболевание сосудов ног, связанное с нарушением кровообращения. Возможно, причиной тому послужило длительное переохлаждение, которое актер перенес во время войны. С годами болезнь начала прогрессировать и причиняла Павлу невыносимые страдания. Он часто попадал в больницу, что не могло не отразиться на его работе в театре.

С кинематографом тоже все обстояло не просто: кинорежиссеры видели в Луспекаеве прежде всего театрального актера и к тому же были наслышаны о его проблемах со здоровьем. К сожалению, их опасения были оправданы… Например, когда режиссер Геннадий Полока пригласил Павла в свою картину “Республика ШКИД” на роль учителя физкультуры, по сценарию эта роль была одной из главных.


Физрук Медников. “Республика ШКИД” 1966 г.

Но из-за обострения болезни, Луспекаев в очередной раз лег в больницу и роль пришлось сократить почти вдвое. Фильм вышел на экраны в 1966-м году и очень понравился зрителю, который так же отметил яркий образ физрука Медникова

В конце 60-х, актер снялся еще в нескольких картинах: “Три толстяка” (1966 г.), “Жизнь Матвея Кожемякина” (1967 г.), “Зависть” (1967 г.) и т.д, но они не имели для творчества Павла важного значения


“Жизнь Матвея Кожемякина” 1967 г.

Отчаянное детство и героическая юность

Павел Борисович имел удивительное смешение кровей. Казак по матери и армянин по отцу, он появился на свет 20 апреля 1927 года в Ростовской области. Местечко называлось Большие Салы.

Глава семейства Богдасар Гукасович, мясник по профессии, носил фамилию Луспекян. Софья Аврамовна, мама Павла, происходила из знатного рода донских казаков.

Конечно же этот союз явил собой взрывоопасную смесь в лице задиристого и отчаянного мальчика Паши.

Темноволосый, кареглазый парнишка любил подраться. Однажды в одной из дворовых схваток Павел чуть не погиб. Кто-то махнул перед его лицом железным прутом (по другим данным это была раскалённая кочерга). Мальчику чудом не выбили глаз. «Оружие» задело часть лица в нескольких сантиметрах от него.

Павел Луспекаев в дестве, и его родители. Источик: stuki-druki.com

После окончания школы, Павел отправился в Луганск, где поступил в ремесленное училище.

Вскоре началась война. Весь состав учебного заведения эвакуировали в Киргизию. Какое-то время Луспекаев осваивал слесарное дело, а позже добровольцем ушел на фронт.

В штабе сразу оценили хорошие физические данные юноши и отправили его в партизанскую разведку.

Молодой человек героически сражался с неприятелем, и в одном из боёв был тяжело ранен. Предстояла ампутация руки. Но Луспекаев уже на операционном столе смог прийти в сознание и буквально умолил хирурга сохранить ему конечность.

Однако Павла поджидало новое несчастье. Как-то он сильно обморозил ноги и ступни пришлось ампутировать. Здесь уже никакими уговорами ситуацию выправить было невозможно.

В 1944 году парень демобилизовался обратно в Луганск.

Кинематограф

Первыми значительными ролями Луспекаева являются Ноздрев из киноленты «Мертвые души», Косталмед из «Республики ШКИД». По-настоящему известным Павел стал, снявшись в кинофильме «Белое солнце пустыни».

Многие критики отмечали подвижничество Луспекаева, который перенося сильную боль, отказался от костылей, отвергнул помощь дублеров. Съемочная группа даже расширила сцены, где был задействован актер.

Павел Луспекаев в фильме «Республика ШКИД»

В киноленте Луспекаев настолько душевно поет про Госпожу Удачу, что песня стала любимым шлягером, а фильм в то время занял лидирующее место в кинопрокате. После удачных съемок на Павла обрушился поток престижных предложений: О. Ефремов приглашал артиста во МХАТ, Т. Лиознова предложила сняться в роли Мюллера сериала «17 мгновений весны». Планам не суждено было осуществиться из-за преждевременной смерти актера.

Анатолий Кузнецов

31 декабря 1999 года, в очередной день рождения актера, в московском кино прошла акция «Последний сеанс тысячелетия». По итогам опроса, посвященного столетию российского кино, для показа было выбрано именно «Белое солнце пустыни». Этим легендарным фильмом мы простились с веком двадцатым и вступили в новый век и в новое тысячелетие.

«Товарищем Суховым» Анатолий Кузнецов стал в уже довольно зрелом возрасте, ему было 39 лет. За плечами — немаленькая фильмография, заметные роли, работа в Театре-студии киноактера. К тому времени он снялся уже в таких фильмах, как «За витриной универмага», «Случай на шахте восемь», «Друг мой, Колька!», «Дайте жалобную книгу», «Освобождение». А до этого — учеба на вокальном отделении музыкального училища им. М.М. Ипполитова-Иванова (хотел сначала пойти по стопам отца, певца Бориса Кузнецова) и в Школе-студии МХАТ.

На роль красноармейца Федора Сухова в фильм режиссера Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни» пробовались два актера — Георгий Юматов и Анатолий Кузнецов. Анатолий Борисович пришел на съемки хромая, с палочкой: за месяц до этого сломал ногу. Утвержден был Юматов, но буквально накануне съемок он сильно повредил лицо. О его участии в картине в данный момент не могло быть и речи. Срочно вызвали Кузнецова, он, к счастью, оказался не занят, сильной обиды на то, что его не выбрали изначально, не таил и смог тут же включиться в работу. Наверное, ни один из членов съемочной группы не подозревал тогда, что участвует в создании шедевра, творит легенду отечественного кинематографа. Все просто честно и увлеченно делали свое дело.

После премьеры «Белого солнца пустыни» Анатолий Кузнецов проснулся не просто знаменитым (он и так был уже довольно известным актером), а суперзнаменитым. Вся страна полюбила товарища Сухова искренней и преданной любовью. Космонавты сделали этот фильм своим главным фильмом, стали брать его с собой в космос и всегда пересматривать перед полетом. Неудивительно, что они знают картину наизусть! Как-то раз они предложили Анатолию Кузнецову ответить на викторину по фильму. Так сам «товарищ Сухов» вспомнил лишь три имени жен из гарема, а космонавты без запинки назвали всех!

Кадр из фильма «Случай на шахте восемь»

Кадр из фильма «За витриной универмага»

Кадр из фильма «Дайте жалобную книгу»

«Кого я только ни играл: военного оператора, инженеров, белого офицера, гоголевского судью Ляпкина-Тяпкина. Был на экране и шахтером, и следователем угрозыска, и металлургом, — говорил актер. — После съемок у Сергея Колосова в фильме «Радости земные» мог бы читать лекции о непрерывном розливе стали. А о товарище Сухове, когда меня спрашивают, отвечаю так: «А кто такой артист Бабочкин?» — говорят: «Чапаев». «А кто такой Тихонов?» — «Штирлиц!» И потом я начинаю объяснять людям или целому залу, если это на концерте, что это были уникальные, великие, актеры, которые создали в советском кинематографе потрясающие образы, но миллионы людей помнят всего одну роль. Это какой-то феномен в искусстве. Ведь у Леонардо сотни картин, а каждый человек в мире знает лишь «Мону Лизу».

Но Анатолий Борисович, конечно же, был благодарен «товарищу Сухову» и фильму всей своей жизни. «Это был счастливый лотерейный билет!» — с улыбкой говорил он. И даже спустя много лет согласился повторить этот образ в эпизоде детского фильма Владимира Аленикова «Приключения Петрова и Васечкина».

После «Белого солнца пустыни» Анатолий Кузнецов продолжал активно сниматься, пауз у него практически не было. Кроме того, он часто и с удовольствием ездил на творческие встречи со зрителями в самые отдаленные уголки страны. А в последние годы жизни гастролировал со своим музыкальным коллективом «Серебряные струны и Кузнецов», исполнял лирические песни, романсы.

Анатолий Борисович Кузнецов был человеком скромным и абсолютно не звездным. Он всю жизнь был предан своей профессии и своей жене, получал удовольствие от творчества и своим искусством делал наш мир чуточку светлее и краше.

Актера не стало 7 марта 2014 года. Похоронен Анатолий Кузнецов на Новодевичьем кладбище.

«Белое солнце пустыни». Цитатник

Знаменитый фильм Владимира Мотыля

Фильмы

Фильмография актера невелика. Павел Борисович – преимущественно театральный артист. Весь город на Неве ходил смотреть, как Луспекаев в «Варварах» на сцене БДТ целует актрису Татьяну Доронину. Запомнилась зрителям игра артиста в «Поднятой Целине» и «Горе от ума». Он на сцене проживал жизнь каждого из персонажей: как Скалозуб искренне недоумевал, неужели можно не знать знаки отличия Преображенского полка, как Нагульнов страдал от неверности жены Лушки.


Павел Луспекаев в роли Ноздрева (кадр из фильма «Мертвые души»)

Среди наиболее заметных ролей актера на экране – помещик Ноздрев в «Мертвых Душах» и учитель Косталмед в «Республике ШКИД». Знаменитым Луспекаев стал после участия в ленте Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни». Работа над этой ролью – актерский подвиг Павла Борисовича, ведь играл артист, передвигаясь на протезах и отказавшись от костылей и дублеров. Восхищенные игрой Луспекаева, создатели фильма переименовали Верещагина в Павла и увеличили число сцен с его участием.

Павел Луспекаев — «Ваше Благородие, Госпожа Удача»

Песенка про Госпожу Удачу, исполненная Павлом, стала шлягером, лента – лидером кинопроката, а герой Луспекаева – символом неподкупного службиста. После съемок в фильме на артиста, «списанного» несколькими годами ранее на пенсию, посыпался шквал заманчивых предложений: Олег Ефремов звал Луспекаева в МХАТ, а Татьяна Лиознова – в сериал «Семнадцать мгновений весны» на роль Мюллера. Реализации планов помешала смерть звезды.

Смерть

Павел Луспекаев скончался в Москве, за 3 дня до 43 лет. Причиной скоропостижной смерти стал разрыв сердца.

Через 5 дней страна отмечала 100-летний юбилей Владимира Ильича Ленина, и организовать панихиду по актеру в городе, носящем имя вождя революции, оказалось непросто. БДТ и Ленинградский дом актера устранились от организации траурных мероприятий. Прощание с артистом прошло на «Ленфильме».

Луспекаева похоронили на Северном кладбище, расположенном в пригороде Северной столицы – поселке Парголово. Над могилой «неподкупного Верещагина» шефствует северо-западное таможенное управление. О биографии Луспекаева в 2005 году снят документальный фильм, памятники артисту установлены в Москве и Луганске.

Начало творческого пути. Театр

На сцену Павел Луспекаев, фильмы которого были еще впереди, вышел в 1944 году в составе труппы Луганского областного театра. Затем были роли в Тбилисском русском драматическом театре. Уже тогда репертуар актера отличался разнообразием. В 1959 году Кирилл Лавров советует Луспекаеву переехать в Ленинград. Там актер поступает в Большой драматический театр. Несколько лет он находился в творческом подъеме и блистал на сцене. Но через шесть лет из-за обострившейся болезни и творческих разногласий был вынужден покинуть БДТ. Между тем его талант отметил Лоуренс Оливье, посетивший Северную столицу. Он назвал Луспекаева гениальным актером и заметил при этом, что у него совершенно непроизносимая фамилия.

Личная жизнь

Чтобы облегчить страшные боли, преследовавшие Павла Борисовича после нескольких ампутаций, врачи прописали ему препарат «Пантопон», вызывающий привыкание. Осознав, что становится токсикоманом, Луспекаев, поклонник Бахуса и злостный курильщик, испугался и, пройдя через мучительные ломки, смог избавиться от зависимости. Большой вес актера приводил к тому, что культи ног истирались протезами в кровь. Переживания, мучения и борьбу с недугами артист фиксировал в дневнике.

Несмотря на болезни, личная жизнь Павла Луспекаева была бурной. Артист ввязывался в драки и скандалы (едва не зарезал Олега Басилашвили после замечания в ресторане, во время съемок «Белого солнца» подрался в пивной и фигурировал в кадре с настоящей раной на лице). Протрезвев, мужчина раскаивался и трогательно просил прощения.

Документальный фильм «Павел Луспекаев. Эта жестокая госпожа удача»

Многократно каялся Павел и перед супругой, которую считал святой. Уже через месяц после бракосочетания Луспекаев на неделю загулял с давней знакомой из Ростова. Потом случались романы с Аллой Ларионовой и коллегой по БДТ Татьяной Ткач, исполнившей в «Белом солнце» роль главной жены в гареме.

Инна Александровна, талантливая и красивая актриса, пожертвовала своей карьерой, посвятила жизнь любимому мужу и родила Павлу дочь Ларису. Раиса Куркина, сыгравшая жену Верещагина, многое для роли почерпнула из отношений супругов Луспекаевых.

Детство и юность

Будущий артист родился весной 1927 года в селе Большие Салы, основанном под Ростовом в конце 18 века армянскими переселенцами из Крыма. По национальности Луспекаев – наполовину армянин: отец звезды, мясник Багдасар, родом из Нахичевани. Мать – казачка Серафима, от которой актер унаследовал высокий рост – тоже не имела отношения к искусству. В семье были и другие дети: на юношеском фото Луспекаева, помимо родителей, фигурирует его сестра.

Павлик Луспекян рос хулиганистым и как-то в подростковой драке едва не лишился глаза. Ремесленное училище, в котором парень обучался на слесаря, с началом войны эвакуировали в столицу Киргизии. В 16 лет деятельный юноша сбежал на фронт. Во время боев получил ранение в руку и обморожение ног.

Верхнюю конечность врачи Саратовского госпиталя собирались ампутировать, но вняли мольбам Павла, и случилось чудо: рука зажила. Но жестокая участь инвалида все-таки настигла Луспекаева: юношеское обморожение привело к атеросклерозу сосудов ступней, череде мучительных ампутаций и выходу артиста на пенсию в 38 лет.

После выписки из госпиталя парня командировали в партизанский штаб, а затем комиссовали и зачислили в труппу драматического театра Ворошиловграда, ныне носящего имя Луспекаева. Юный артист был столь убедителен, что, несмотря на незаконченное среднее образование, его направили учиться в один из лучших московских театральных вузов. В Щепкинском училище Луспекаев обрел лучшего друга – Евгения Весника, такого же молодого ветерана войны, как он сам, и верную жену Инну Кириллову.

Работа в театре

Мечтой Луспекаева была сцена Малого театра, но южный говор не позволил ему поступить туда на службу. Актера направили в Тбилиси. Там, в местном драматическом театре, он проработал около семи лет и сыграл лучшие свои роли.

Позже Павел Борисович переехал в Киев. Здесь артист сумел найти свою нишу, но в основном это были роли второго плана. А артист был способен на большее.

К счастью, однажды на спектакль в их театр заглянул актер Кирилл Лавров, бывший в украинской столице проездом. Он был очень впечатлен игрой большого и фактурного Луспекаева, о чем и поведал руководителю Ленинградского БДТ Г. Товстоногову.

Так Павел Луспекаев нашел свой театр и своего режиссера. Лавров даже уступил ему одну из своих ролей, так он высоко оценил талант своего киевского коллеги.

В этом театре артист получил славу и любовь зрителей, побывал с труппой в мировых гастролях.

Но очень скоро дала о себе знать давняя болезнь ног. Луспекаев снова пережил несколько сложных операций. Он вынужден был спасаться обезболивающими, от которых быстро впал в зависимость.

И хотя тяжелейшим усилием воли, он смог ее побороть, все же принял решение уйти из театра. Как он написал Товстоногову «в театре должны служить здоровые люди».

Неожиданный конец

После блестяще исполненной роли Верещагина, Павлу Борисовичу предложили главную роль политика Вилли Старка в телесериале по мотивам романа Роберта Уоррена “Вся королевская рать”. Актер согласился и приехал в Москву, где поселился на время съемок в гостинице “Минск”. Он успел сняться только в части картины. Днем 17-го апреля, Луспекаев позвонил из своего номера актеру Михаилу Козакову, вместе с которым снимался, пожаловался на скуку и сказал, что с нетерпением ждет завтрашних съемок. А через несколько часов стало известно, что Павел Борисович скончался. По заключению судмедэкспертизы, смерть произошла мгновенно от разрыва сердечной аорты. Актер не дожил до своего 43-х летия несколько дней (роль Вилли Старка сыграет Георгий Жженов).

После смерти Луспекаева произошла безобразная история. Руководство Ленинградского БДТ, где актер проработал много лет, отказалось принимать участие в его похоронах, потому что в этот день страна праздновала 100-летие со дня рождения Ленина. Власти запретили траурные процессии в центре города. Спасибо директору “Ленфильма” Илье Киселеву, который предоставил для прощания с актером один из залов киностудии. Затем окольными дорогами тело Павла Борисовича было перевезено на Северное кладбище Ленинграда и предано земле.


Фото izgotovleniepamyatnikov.ru

Петербургские таможенники установили на могиле актера фигурную стеллу.


Памятник Верещагину в Филях. Фото souzveche.ru

А московские таможенники в 2014-ом году — памятник Верещагину в Филях. На нем выбита крылатая фраза из фильма: “Я мзду не беру, мне за державу обидно”.

Личная жизнь

Чтобы облегчить страшные боли, преследовавшие Павла Борисовича после нескольких ампутаций, врачи прописали ему препарат «Пантопон», вызывающий привыкание. Осознав, что становится токсикоманом, Луспекаев, поклонник Бахуса и злостный курильщик, испугался и, пройдя через мучительные ломки, смог избавиться от зависимости. Большой вес актера приводил к тому, что культи ног истирались протезами в кровь. Переживания, мучения и борьбу с недугами артист фиксировал в дневнике.

Несмотря на болезни, личная жизнь Павла Луспекаева была бурной. Артист ввязывался в драки и скандалы (едва не зарезал Олега Басилашвили после замечания в ресторане, во время съемок «Белого солнца» подрался в пивной и фигурировал в кадре с настоящей раной на лице). Протрезвев, мужчина раскаивался и трогательно просил прощения.

Документальный фильм «Павел Луспекаев. Эта жестокая госпожа удача»

Многократно каялся Павел и перед супругой, которую считал святой. Уже через месяц после бракосочетания Луспекаев на неделю загулял с давней знакомой из Ростова. Потом случались романы с Аллой Ларионовой и коллегой по БДТ Татьяной Ткач, исполнившей в «Белом солнце» роль главной жены в гареме.

Инна Александровна, талантливая и красивая актриса, пожертвовала своей карьерой, посвятила жизнь любимому мужу и родила Павлу дочь Ларису. Раиса Куркина, сыгравшая жену Верещагина, многое для роли почерпнула из отношений супругов Луспекаевых.

Личная жизнь

С будущей женой, Инной Кирилловой, Павел встретился в студенческие годы. Она также училась в театральном училище, несколькими курсами старше. В браке родилась дочь Лариса.

Быть женой Луспекаева было непросто. Он был человеком горячим, импульсивным, увлекающимся, даже неуправляемым, способным на необдуманные поступки. Инна Александровна очень любила мужа, прощала многое, в том числе измены. Она посвятила ему жизнь.

С женой Инной Кирилловой

Инна Александровна служила актрисой в БДТ. В 1988 году она умерла. Дочь Лариса – историк по образованию, работает в гостиничном бизнесе, имеет сына и дочь.

Как болезнь помешала успешной карьере

Уже в молодости у Луспекаева начало развиваться серьезное заболевание сосудов ног, связанное с нарушением кровообращения. Возможно, причиной тому послужило длительное переохлаждение, которое актер перенес во время войны. С годами болезнь начала прогрессировать и причиняла Павлу невыносимые страдания. Он часто попадал в больницу, что не могло не отразиться на его работе в театре.

С кинематографом тоже все обстояло не просто: кинорежиссеры видели в Луспекаеве прежде всего театрального актера и к тому же были наслышаны о его проблемах со здоровьем. К сожалению, их опасения были оправданы… Например, когда режиссер Геннадий Полока пригласил Павла в свою картину “Республика ШКИД” на роль учителя физкультуры, по сценарию эта роль была одной из главных.


Физрук Медников. “Республика ШКИД” 1966 г.

Но из-за обострения болезни, Луспекаев в очередной раз лег в больницу и роль пришлось сократить почти вдвое. Фильм вышел на экраны в 1966-м году и очень понравился зрителю, который так же отметил яркий образ физрука Медникова

В конце 60-х, актер снялся еще в нескольких картинах: “Три толстяка” (1966 г.), “Жизнь Матвея Кожемякина” (1967 г.), “Зависть” (1967 г.) и т.д, но они не имели для творчества Павла важного значения


“Жизнь Матвея Кожемякина” 1967 г.

Военные годы

Луспекаев ушел добровольцем на фронт в 1943-м году будучи совсем еще мальчишкой — в 15 лет. Попал в партизанский отряд и сражался наравне со взрослыми мужчинами. Во время одного из боев получил серьезное ранение: разрывная пуля раздробила ему локоть. В Саратовском военном госпитале, куда привезли юношу, хирург принял решение ампутировать руку, но Павел, превозмогая боль, сумел убедить врача попытаться ее сохранить. К счастью, это удалось. Выздоровев, Луспекаев продолжил службу в штабе партизанского движения 3-го Украинского фронта, а в 44-м году демобилизовался.

Начало творческого пути

Павел вернулся в Луганск и устроился в труппу местного драматического театра, в котором прослужил 2 года (удивительно, как ему это удалось без какого-либо образования и опыта). В 1946 -м году молодой человек приезжает в Москву и поступает в Щепкинское театральное училище на курс Константина Зубова. Несомненное дарование абитуриента заставило приемную комиссию закрыть глаза на его южный акцент, грубые манеры и … татуировки на обеих руках (вскоре, Луспекаеву пришлось их вывести — преподаватели просто отказывались пускать его в аудиторию). Закончив учебу, Павел очень надеялся попасть в труппу какого-либо столичного театра, но за 4 года ему так и не удалось избавиться от своего акцента. Из Москвы пришлось уехать.

В 1950-м году Луспекаев поступает на службу в Тбилисский театр русской драмы

Он быстро становится одним из самых заметных актеров и обращает на себя внимание кинематографистов с киностудии Грузия-фильм. Павлу предлагают небольшие роли сразу в двух кинофильмах — “Они спустились с гор” (1954 г.) и “Тайна двух океанов” (1955-56 г.)

К сожалению, ни картины, ни дебют Луспекаева большого успеха не имели.

Режиссер Леонид Варпаховский (отец Анны Варпаховской), работающий в одно время с актером в Тбилисском театре, высоко ценил его талант. Поэтому, переехав в Киев, переманил Павла за собой в Театр русской драмы им. Леси Украинки.

Читать также 8 советских актеров, чьи родители были «врагами народа»

Несколько лет актер будет успешно играть на его сцене, пока в 1959-м году не получит приглашение в труппу Ленинградского БДТ от главного режиссера Георгия Товстоногова. Этому событию поспособствует знаменитый актер Кирилл Лавров. Навещая в Киеве своего отца, Лавров попал на спектакль “Второе дыхание” с участием Луспекаева и был под таким впечатлением от его игры, что убедил Товстоногова принять талантливого актера в БДТ. Этот театр станет последним в творческой биографии Павла.

Детство и юность

Родился Павел в 1927 году в селе недалеко от Ростова-на-Дону. Его отец — выходец из армян, мать – казачка с Дона. Мальчик начал обучение в ремесленном училище, которое с началом войны эвакуировали в Среднюю Азию. Трудовую биографию начал слесарем, а когда исполнилось шестнадцать, добровольно записался на фронт. Служил разведчиком у партизан. Однажды пришлось долгое время пролежать в снегу, что спустя годы привело к появлению тяжелого заболевания сосудов. Во время боевой операции ему повредило локтевой сустав, и в госпитале Саратова юноше грозила срочная ампутация. Большими усилиями он уговорил врача взяться за лечение руки, сохранив ее, и чудо произошло.

После поправки боец продолжил службу в Штабе партизанского движения. Он демобилизовался в освобожденный Ворошиловград и дебютировал на сцене городского драмтеатра. Так зародилась мечта о профессиональном актерском образовании.

Фильмография

  • 1954 — Они спустились с гор — Борис
  • 1956 — Потаенна 2-ух океанов — Карцев
  • 1956 — Голубая стрела — начальник штаба
  • 1960 — Рождённые жить — Вазген Арамян
  • 1960 — 3-я, патетическая — Фёдорвей Дятлов
  • 1961 — Балтийское небо — Кузнецов
  • 1962 — Душа кличёт — Николай
  • 1962 — Капроновые сети — шофёр Степан
  • 1964 — Поезд милосердия — Лутохин
  • 1965 — Залп «Авроры» — толстый офицер
  • 1965 — На одной планетке — матрос Николай Маркин
  • 1965 — Иду на грозу — министр
  • 1966 — Долгая счастливая жизнь — Павел
  • 1966 — На одичавшем бреге — Гладышев
  • 1966 — Республика ШКИД — Косталмед
  • 1966 — Три толстяка — генерал Карраско
  • 1967 — Происшествие, которого никто не увидел — Тетерин
  • 1969 — Белоснежное солнце пустыни — Павел Артемьевич Верещагин
  • 1969 — Её имя — Весна — учитель
  • 1969 — Завтра, третьего апреля… — завхоз Ферапонтов
  • 1969 — Рокировка в длинноватую сторону — Ребров
  • 1970 — Зелёные цепочки — майор Иван Васильевич Бураков
  • 1972 — Такая длинноватая, длинноватая дорога… — Иван Артамонов