Магомаевмуслиммагометович

Содержание

Лучший период в творчестве

Запрет на выступления за пределами родной страны был отменен после звонка Екатерине Фурцевой от Андропова. На тот момент она занимала должность министра культуры и пригласила Магомаева на ведомственный концерт.

После этого он выступал на литературных вечерах и других мероприятиях, дискография певца стремительно росла, он записывает новые альбомы, репертуар включал не только романсы, но и песни другого жанра. Популярность Магомаева только увеличивается:

  1. В 1969 году Муслим завоевывает первую премию на Международном фестивале. Эта дата становится для него знаменательной.
  2. В возрасте 31 года певец становится народным артистом СССР и Азербайджана. Его плакаты можно было найти в беседках, на остановках, во всех общественных местах мелких и крупных городов. Его портрет появляется в популярном журнале, у исполнителя берут интервью, его жизнью активно интересуются не только представители прессы, но и многочисленные поклонники.
  3. С 1975 по 1989 год артист руководит оркестром, одновременно гастролирует по всему миру. Песни «Свадьба», «Королева красоты», «Чертово колесо» становятся настоящими хитами, быстро завоевывают популярность, многие поклонники хранят в памяти чудную мелодию.
  4. Следующим хитом становится песня «Синяя вечность», а также «Нам не жить друг без друга». На первую даже сняли клип, который имел популярность у поклонников артиста.

Никита Хрущев в творчестве Магомаева увидел пропаганду западного уклада, поэтому на некоторое время ввел запрет на трансляцию его песен по радио. Запрет был снят после отстранения руководителя от должности. В 1998 году исполнитель прекратил свои выступления, посвятил все время живописи и семье. Дети Муслима Магомаева вспоминали этот период с теплотой, ведь отец уделял родным много внимания.

Творческая карьера

Победа на фестивале обеспечила Магомаеву приглашение в Москву в составе делегации от Азербайджана. В 1963 году Муслим дал сольные концерты в Кремлевском дворце съездов и зале имени Чайковского московской филармонии. Именно эти два выступления и стали знаковыми для артиста — сразу после возвращения в Баку Магомаев стал ведущим солистом театра оперы и балета имени Мирзы Фатали Ахундова.

Муслим Магомаев в молодости

С 1964 по 1965 год Муслим Магомаев стажировался в миланском театре Ла Скала, а после возвращения в СССР, в 1966 году, он выступал в столицах союзных республик со спектаклями «Севильский цирюльник» (партия Фигаро) и «Тоска» (пария Скарпиа). Его партнершей в одном из спектаклей выступала прославленная оперная дива Мария Биешу.

С Марией Биешу

Неоднократные предложения стать ведущим солистом Большого театра Магомаев не принимал, поскольку не любил ограничивать собственную свободу. Он всерьез рассматривал перспективу заключения контракта с Бруно Кокатриксом, директором знаменитой «Олимпии» во Франции, где дважды выступал с сольными программами, но Министерство культуры посчитало правительственные концерты важнее перспективы Магомаева стать мировой знаменитостью и буквально не выпустило его из Союза.

Муслим Магомаев до всесоюзной известности

В 1969 году с Магомаевым случился неприятный инцидент в Ростове-на-Дону. Ему выдали гонорар, втрое превышающий ставку, уверяя, что все законно. Тем не менее, у ОБХСС возникли вопросы, а Магомаев был обвинен в хищениях. На период следствия Министерство культуры ограничило выступления любимца публики за пределами Азербайджана.

Отсутствие артиста на правительственных концертах первым заметил генсек Леонид Брежнев. Главный кагебист страны Юрий Андропов позвонил министру культуры Екатерине Фурцевой и буквально потребовал вернуть Магомаева на всесоюзную сцену, поскольку по линии его ведомства любимый певец партэлиты был чист.

Леонид Брежнев был почитателем творчества Магомаева

В этом же году (1969) разбирательства закончились, и у Муслима Магомаева начался новый виток карьеры. Первая премия Сопота, «Золотой диск» Канн, гастроли во Франции и Италии, Канаде и Иране, Болгарии и Германии: все эти события вывели певца на новый уровень. В 31 года певец получил звание Народного артиста Советского Союза. Муслим Магомаев – Улыбнись Магомаев создал Азербайджанский государственный эстрадно-симфонический оркестр и был его худруком вплоть до конца восьмидесятых годов. Популярность была настолько высока, что поклонники носили на руках не только его самого, но и автомобиль, в котором он ездил.

Муслим Магомаев поёт советским космонавтам

В начале 70-х концертный репертуар Магомаева состоял из более чем шестисот арий, романсов, песен советских композиторов и поэтов, а также собственных произведений. В СССР Муслим стал автором музыки для кинофильмов и мюзиклов и ведущим культурных телепередач. В мультфильме “По следам бременских музыкантов” Муслим исполнил партии трех главных героев. Также Магомаеву начали предлагать и роли в кино: певец сыграл известного азербайджанского поэта Низами в одноименной картине режиссера Эйдара Кулиева. Муслим Магомаев – Серенада Трубадура («Бременские музыканты») В конце 90-х артист приостановил свои гастрольные поездки и перестал давать концерты. В 2005 году Магомаев получил российское гражданство, но это не повлияло на его преданность родному Азербайджану, несмотря его критику министра культуры Азербайджана Полада Бюльбуль-оглы за его некомпетентность.

Муслим Магомаев в 90-е

За прекрасных дам!

Народный артист СССР Муслим Магомаев. Фото: Globallookpress

В бакинского Джеймса Бонда (за внешнее сходство Магомаева сравнивали с Шоном Коннери), была влюблена вся женская половина СССР. Услышав его голос, женщины впадали в медитативный транс. Сердца замирали. Каждое выступление певца завершалось массовой истерией.

— Когда в Ялте мы выступали, толпа окружила зал — ну не получается вый-ти, и все тут, — вспоминал Магомаев обычную ситуацию. — Я предложил выбираться через окно моей гримуборной. До земли было метра три с половиной, внизу газон… Без промедления я сиганул вниз, за мной — помощник… Так и сбежали. Я наловчился. Если концерт проходил во Дворце спорта, прямо внутрь загонялась машина, если на стадионе, на автомобиле делали круг — и фьють!

В 19 он пел в Кремле, а в 31 сенсационно стал народным артистом Советского Союза. Разумеется, сам Магомаев чувствовал свое величие и не мог игнорировать интерес со стороны женщин. До второго брака с артисткой Большого театра Тамарой Синявской (в сериале ее играет Ирина Антоненко), как признавался сам, «монахом не был».

Его первой женой стала девушка по имени Офелия, однокурсница по Бакинскому музыкальному училищу (в сериале — собирательный образ в исполнении Светланы Устиновой). 19-летний Муслим оформил отношения с красивой восточной девушкой втайне, поскольку родня Магомаева ранний брак не одобряла. Вскоре у пары родилась девочка, назвали Мариной — это единственная дочь артиста, сейчас ей 58 лет. Бешеную популярность и отсутствие мужа Офелия выдержать не смогла, брак распался через год. Потом был холостяцкий период — с бесконечными гулянками и гостеприимными полянами, на которые и уходили баснословные гонорары артиста.

— До женитьбы на Тамаре Ильиничне (Синявской) я снимал в гостинице «Россия» большой люкс из пяти комнат, где принимал порой по полсотни человек ежедневно, — уверял Магомаев.

На это время пришелся и гражданский брак с Людмилой Каревой, музыкальным редактором Всесоюзного радио. Пара прожила вместе недолго. А потом певец встретил ту, которую считал женщиной всей жизни.

Народный артист СССР Муслим Магомаев с супругой, оперной певицей Тамарой Синявской. Фото: Globallookpress

С Тяпой, как ласково называл вторую жену певец, Магомаев познакомился в 1972 году в Баку, куда девушка приехала на декаду русского искусства. Познакомил их поэт Роберт Рождественский. С тех пор Муслим Магометович и Тамара Ильинична и не расставались. Расписались в 1974 году, прожили вместе до кончины артиста в 2008 году. Наследников у них не было.

Разумеется, не обошлось без «детей лейтенанта Шмидта». Совсем недавно риэлтор из Смоленской области Ирина Короткова объявила, что была любовницей Магомаева: якобы познакомилась с мэтром в 1993 году, а потом родила ему дочь Веронику, которой теперь 24 года. С этой легендой и Короткова, и ее дочь приходили в шоу «На самом деле». Тест ДНК и детектор лжи псевдородственники не прошли.

Творческий путь

В семье очень переживали, чтобы в подростковом возрасте Муслим не потерял свой божественный голос, поэтому были против его ранних концертов на сцене. Но сам юноша был иного мнения, и в возрасте 15 лет на сцене Дома культуры Бакинских моряков состоялось его первое выступление. Подростковой голосовой ломки Муслиму удалось избежать.

В 1961 году состоялся его дебют в ансамбле песни и пляски Бакинского военного округа, после чего начался гастрольный тур по Закавказью.

А уже через год он вошёл в состав делегации СССР и отправился в Хельсинки, где после исполнения музыкальной композиции «Бухенвальдский набат» победил на Всемирном фестивале молодёжи и студентов.

В этом же 1962 году в Кремлёвском дворце съездов проходил фестиваль азербайджанского искусства, во время заключительного концерта пел и Муслим. После этого выступления он узнал, что такое всесоюзная слава. Началась эстрадная концертная деятельность, но она не помешала певцу в 1963 году стать солистом Азербайджанского театра оперы и балета. В 1964-1965 годах Муслим стажировался в итальянском городе Милане в театре «Ла Скала».

Возвратившись из Италии, Магомаев с партнёршей Марией Биешу проехали по крупнейшим городам Советского Союза со спектаклями «Севильский цирюльник» и «Тоска». Вскоре Муслиму предложили войти в труппу Большого театра, но он отказался, так как молодому певцу не хотелось ограничиться лишь оперными выступлениями.

В 1966 и в 1969 годах с оглушительным успехом прошёл гастрольный тур Муслима в Париже, он выступал в известнейшем театре «Олимпия». После этих гастролей директор Парижского театра предложил Магомаеву заключение годового контракта. Певец заинтересовался этим предложением, но получил отказ в Министерстве культуры СССР. В Париже Муслиму даже предложили эмигрировать, но в этом случае отказался он, так как своей жизни вдали от Родины не представлял.

Грампластинки певца расходились многомиллионными тиражами, его репертуар включал в себя помимо эстрадных песен и оперных арий популярные шлягеры зарубежных композиторов и русские романсы. Его международные премии и награды чередовались с отечественными:

  • 1-я премия на Международном фестивале в Сопоте (1969);
  • «Золотой диск» в Каннах на Международном фестивале грамзаписи (1969 и 1970);
  • Народный артист Азербайджанской ССР (1971);
  • Народный артист СССР (1973).

В 1975 году в Азербайджане Муслим создал государственный эстрадно-симфонический оркестр, с которым началась бесконечная череда гастролей. Магомаева хотели видеть и слышать в каждом уголке Советского Союза и далеко за пределами страны. Многотысячные стадионы и концертные площадки собирали его концерты во Франции, Иране, Болгарии, Канаде, Германии, Финляндии, Польши. На протяжении 14 лет Муслим руководил созданным им оркестром.

В течение нескольких десятилетий без Магомаева не обходился ни один правительственный концерт или праздничная передача на телевидении. Его эстрадные композиции знала и пела вся страна:

  • «Азербайджан»;
  • «Чёртово колесо»;
  • «Бэлла Чао»;
  • «Свадьба»;
  • «Благодарю тебя»;
  • «Огромное небо»;
  • «Верни мне музыку»;
  • «Нам не жить друг без друга»;
  • «Мелодия»;
  • «Лучший город земли»;
  • «Королева красоты»;
  • «Голос Земли».

Всенародный маэстро Умер легендарный певец Муслим Магомаев

В субботу, 25 октября, на 67-м году жизни, в Москве скончался выдающийся певец и композитор Муслим Магомаев. В последнее время Магомаев тяжело болел, у него были проблемы с сердцем. В одном из недавних интервью, отвечая на вопрос — почему он прекратил выступления? — Магомаев ответил: «Я давно сказал, что ухожу. Лучше достойно уйти, когда тебя помнят поющим».

Во времена СССР он был одним из самых популярных эстрадных исполнителей, он действительно был кумиром миллионов — без всякого преувеличения. Поклонники его обожали, и он отвечал им взаимностью. Известно, что во время гастролей по союзным республикам Магомаев много раз выступал перед публикой.. с гостиничных балконов; ведь его концерты всегда проходили при неизменных аншлагах, и ни один зал не мог вместить целый город.

Муслим Магомаев родился 17 августа 1942 года в Баку. Окончил музыкальную школу по классу фортепиано, затем музыкальное училище, после — Бакинскую консерваторию по классу вокала. Впервые Магомаева заметили на молодежном фестивале в Хельсинки в 1962 году, где он стал лауреатом за исполнение песен «Бухенвальдский набат» и «Хотят ли русские войны». В 1963 году своими концертами Магомаев буквально покорил Москву. Успех был оглушительным. Он свободно владел не только эстрадным, но и оперным материалом. В 1964 году он уехал на годичную стажировку в Миланский оперный театр «Ла Скала».

После Милана он выступал в крупнейших городах Советского союза в спектаклях «Тоска» и «Севильский цирюльник». В 1966 и 1969 годах гастроли Магомаева с большим успехом прошли в знаменитом театре «Олимпия» в Париже. Певец участвовал во всех главных правительственных концертах и праздничных программах на советском телевидении. Генсек компартии Леонид Брежнев особенно любил слушать в его исполнении итальянскую песню»Белла, чао». Голосом Магомаева поет персонаж Трубадур в популярном мультфильме «По следам бременских музыкантов» (1973 год) любовную серенаду. В 1982 году певец исполнил главную роль в художественном фильме режиссера Эльдара Кулиева «Низами».

Роберт Рождественский, на стихи которого Магомаев исполнил немало песен, в том числе и «Пока я помню, я живу», в 1980 году написал: «Я присутствовал на многих концертах, в которых пел Муслим Магомаев, и ни разу не было случая, чтобы ведущий успевал назвать полностью имя и фамилию артиста. Обычно уже после имени «Муслим» раздаются такие овации, что, несмотря на самые мощные динамики и все старания ведущего, фамилия «Магомаев» безнадежно тонет в восторженном грохоте. К этому привыкли. Как привыкли к тому, что уже одно имя его давно стало своеобразной достопримечательностью нашего искусства. А еще к тому, что любая оперная ария, любая песня в его исполнении — это всегда ожидаемое чудо».

Дискография Муслима Магомаева насчитывает более 45 грампластинок, а также 15 компакт-дисков, в том числе, «Благодарю тебя» (1995), «Арии из опер и мюзиклов. Неаполитанские песни» (1996), «Звезды советской эстрады. Муслим Магомаев. Лучшее» (2001), «Любовь — моя песня. Страна грез» (2001), и другие.

В субботу известный певец Иосиф Кобзон заявил РИА Новости: «Самая яркая страница за последние полвека захлопнулась. Более талантливого человека у нас не было. Очень жаль, просто ужасно, что мы его лишились… Единственное утешение, которое нам осталось — это его записи. Для тех, кто его знал, они будут напоминанием о великом таланте Муслима Магомаева, а для тех, кто не знал его, станут открытием его одаренности».

В свою очередь, оперный певец Паата Бурчуладзе в беседе с агентством о.

В субботу соболезнования родным и близким певца выразили президент России Дмитрий Медведев и премьер Владимир Путин. «Муслим Магомаев навсегда останется в нашей памяти как настоящая «звезда», как символ целой эпохи. Он щедро дарил свой талант, свое блестящее дарование людям, и потому его искренне любили. Это большая, невосполнимая утрата для всех нас, для отечественной культуры», — говорится в телеграмме председателя правительства, направленной супруге певца Тамаре Синявской.

В прошлом году, перед своим 65-м юбилеем в интервью «Новым известиям», народный артист СССР Магомаев рассказал, что ему ни в России, ни в Азербайджане не выплачивали пенсии: «У меня никакой пенсии в России нет. Да и прописка появилась не так давно. Я всю жизнь прожил в Москве как бакинец, женатый на москвичке Тамаре Синявской. И гражданство России получил сравнительно недавно. По этому поводу обращался даже к Гейдару Алиевичу (Гейдар Алиев, президент Азербайджана в 1993 — 2000 годах, — «Лента.ру»). С тех пор ежемесячно получаем из Баку некую премию. Это не пенсия, а своего рода жест государства за популяризацию республики и народа».

Михаил Басков

Детство

Муслим Магомаев с мамой Айшат

После войны мальчика забрала к себе сторона отца, решив, что в их семье ему будет лучше, брат отца Джамал принял такое решение, с которым была вынуждена согласится и Айшат.

Мама тосковала по сыну, очень сильно его любила, но понимала, что мальчику нужно мужское воспитание и большая семья. Оставшись одна, она решила продолжить свой творческий путь и уехала в Вышний Волочок, где устроилась в местный драмтеатр.

Муслим Магомаев с детства был полностью отдан музыке

Но любовь к сыну не давала возможности жить полноценной жизнью и Айшат решила тайком забрать его к себе, увезя из Азербайджана. Какое-то время они жили вдвоем, казалось, что жизнь налаживается, она чувствовала, что сын ее тоже очень любит.

А Муслим, которому на тот момент было 9 лет, уже вполне осмысленно знакомился с театральной жизнью и музыкальной ее стороной. Проявлял организаторские способности, с одноклассниками создали свой театр кукол, писали пьесы и сами мастерили персонажи для спектаклей.

Муслим Магомаев в расцвете творческих сил

Но, через год Джамал настоял на том, чтобы мальчик вернулся в его семью, и на этом была поставлена окончательная точка. Мама стала жить своей жизнью, вышла замуж и родила еще двоих детей, Татьяну и Юрия.

Переехав уже окончательно в Баку, Муслим, который и раньше проявлял музыкальные способности, стал заниматься в музыкальной школе при консерватории, по классу фортепиано.

Семья Джамала была высокоинтеллигентной и принадлежала к элитному бакинскому обществу, дядя давал мальчику все необходимое и стремился развить, очевидный для всех, музыкальный талант ребенка.

Общее образование давалось мальчику с большим трудом, его полностью поглощала музыка, особенно было сильно стремление заниматься вокалом. Так, в 1956 году четырнадцатилетний Муслим стал студентом бакинского музыкального училища имени Зейналлы Асафа.

Началась уже вполне взрослая жизнь, наполненная смыслом, любимое увлечение музыкой захватывало полностью. Первое выступление на публике произошло тайно от всех, в 1957 году Муслим Магомаев выступил на сцене бакинских моряков.

Муслим Магомаев всегда был в центре женского внимания

Это выступление захватило его полностью, вероятно тогда он принял твердое решение навсегда связать свою жизнь со сценой. Опасения преподавателей и дяди, касающиеся мутации голоса не оправдались и перед певцом открывались огромные перспективы.

Детство и родители Муслима Магомаева

Муслим Магомаев появился на свет в разгар Великой Отечественной войны. Его отец Магомет был театральным архитектором и декоратором, погибшим во время боевых действий за 2 недели до победы над фашистами. Он видел своего сына всего раз. Мать носила имя Айшет Кинджалова (сценический псевдоним), работала актрисой в жанре драмы. Она была очень красивой благодаря восточным и европейским корням.

Родители Муслима Магомаева: Айшет и Магомет

Когда война подошла к концу, Айшет с сыном перебралась в Вышний Волочек, куда ее пригласили для работы в театре драмы. Мальчик был счастлив окунуться в атмосферу новой жизни. Там же он отучился первый класс в музыкальной школе. Творческая натура Муслима подтолкнула его к организации импровизированного кукольного театра. Мальчик сам изготовлял кукол, придумывал сценарий, сочинял песенки.

Муслим Магомаев в раннем детстве

Вскоре актриса Кинджалова отправила сына в Баку, где жил его дядя по отцовской линии Джамал Магомаев. Там талантливый ребенок вступил в музыкальную школу, которая открылась при консерватории, выбрал специальность по игре на фортепиано, а также композиции произведений. Его учительница В. Шульгина была очарована умениями ученика и поддерживала его. Талант к пению заметил музыкант-виолончелист Аншелевич Владимир, давший пареньку несколько уроков по филигранке голоса.

Муслим Магомаев в юности

Детство и юность Муслима Магомаева

Муслим Магомаев родился в столице Азербайджанской Советской Социалистической республики — городе Баку в страшное для Советского Союза военное время. Род Магомаевых прославился задолго до рождения Муслима.

Муслим Магомаев в детстве с мамойДед, в честь которого получил имя будущий певец, был самобытным гением — композитором и дирижером, основоположником национальной классической музыки. Магомет Магомаев, отец, унаследовал гениальность своего родителя, но в ином проявлении — он стал талантливым художником и до самого ухода на фронт работал декоратором-оформителем в театрах Баку и Майкопа.

Айшет Магомаева (сценический псевдоним — Кинжалова), мать, была талантливой драматической актрисой с незаурядным музыкальным даром.

Муслим Магомаев в молодостиОтца Муслим совсем не помнил. Магомет погиб под Берлином за несколько дней до окончания войны. Айшет, потеряв мужа, вернулась в Майкоп, а затем отправилась в Вышний Волочек, оставив Муслима в Баку под опекой брата погибшего супруга — Джамала Муслимовича. Заменивший мальчику отца и деда дядя был человеком строгим и справедливым.

Джамал не баловал племянника, но сделал все, что от него зависело, чтобы ребенок не чувствовал своего сиротства. Ему удалось воспитать в Муслиме гордость и преданность своим корням, стране, и наконец, музыке, которая сопровождала мальчика с самого рождения. Джамал не получил музыкального образования, но неплохо играл на рояле.

Подросший Муслим поступил в музыкальную школу при консерватории по классу фортепиано и композиции. Иного пути для одаренного мальчика с абсолютным музыкальным слухом и голосом невероятной чистоты и силы просто не существовало.

Истосковавшись по сыну, Айшет решила забрать его к себе, в Вышний Волочек. Девятилетний Муслим с радостью поехал с матерью в небольшой российский город, совершенно непохожий на его родной, яркий и солнечный Баку.

Помимо беспредельного счастья от воссоединения с мамой и множества новых впечатлений, мальчика ждало знакомство с Театром, не из зрительного зала, а совсем иное, очень близкое — с долгими репетициями, звуками настраиваемых инструментов в оркестровой яме и таинственным запахом закулисья.Муслим Магомаев — Лучший город Земли. 1988-9. Muslim MagomaevВ Вышнем Волочке Муслим продолжал учиться в музыкальной школе, быстро завоевал популярность у своих одноклассников, заразив их идеей создания собственного кукольного театра. Именно в то время у мальчика проявился дар к рисованию и лепке — он сам делал для спектакля кукол.

Спустя год Муслим вернулся в Баку. Таким было решение Айшет, которой казалось, что в родном городе музыкальное образование сына будет более полноценным. Через некоторое время мать снова вышла замуж.

В Баку Муслим вновь с головой погрузился в музыку. Он мог часами слушать пластинки с голосами Энрико Карузо, Маттиа Баттистини, Беньямино Джильи, Титта Руффо… В послевоенные годы появилось множество трофейных фильмов, где царила совсем иная атмосфера, звучали незнакомые мелодии и новые голоса.

По-соседству с Магомаевыми жила семья знаменитого азербайджанского исполнителя Бюльбюля, и мальчик самозабвенно слушал, как распевается певец. Дружбу с сыном Бюльбюля Поладом Муслим Магометович сохранил до конца жизни. Школьные успехи были неоднозначны: все, что касалось музыки — фортепиано, сольфеджио, музлитература, хор — в идеале, но остальное… Позднее Муслим Магометович с улыбкой вспоминал, каким суровым испытанием для него были общеобразовательные дисциплины — физика, химия, математика. Тогда школьнику даже казалось, что при виде формул у него отключается мозг.

Песни Муслима Магомаева популярны и сейчасВ 1956 году Муслим поступил в Бакинское музыкальное училище им. Асафа Зейналы, где преподавали опытный вокалист А. А.Милованов, солист Бакинского оперного театра В. А. Попченко. Огромную признательность певец всю жизнь испытывал к концертмейстеру Тамаре Исидоровне Кретинген, которая занималась с неординарным студентом в свободное время, находила для него редкие произведения малоизвестных композиторов.

Голос Магомаева развивался и становился все более сильным. Муслиму удалось избежать мутации голоса в подростковом возрасте. В 1959 юноша закончил обучение в музучилище.

Смерть легенды

Проблемы со здоровьем усугубились в 2003 году, после смерти друга Муслима, Гейдара Алиева — это событие певец воспринял как личную трагедию. Проблемы с легкими, которые преследовали певца с детства усугублялись из-за обильного курения и ишемической болезни сердца. Словно предчувствуя свой уход из жизни, в 2007 году Муслим Магометович написал пронзительную песню «Прощай, Баку» на стихи Сергея Есенина, которая позже стала гимном города. Документальный фильм о Муслиме Магомаеве Муслим Магомаев ушел из жизни в октябре 2008 года — не выдержало сердце. В концертный зал имени Петра Чайковского с утра 28 октября бесконечным потоком шли люди, чтобы проститься с любимым исполнителем, ярчайшим артистом и бесконечно талантливым человеком. Вечером этого же дня гроб с телом Муслима Магомаева специальным самолетом был отправлен из Москвы в Баку. 29 октября в Государственной филармонии Азербайджана, носящей имя дедушки певца, прошел церемониал прощания с выдающимся земляком. По центру сцены был установлен постамент, устланный белыми розами. На нем стоял закрытый гроб. Еле сдерживала рыдания Тамара Синявская, которой Муслим подарил столько счастливых лет жизни. Рядом с ней, склонив голову, стоял Ильхам Алиев, сын друга Магомаева и президент Азербайджана. Дочка Марина еле успела прилететь на прощание в Баку, не успев попасть в Баку из-за проблем с визой. Молодая женщина плакала навзрыд, а поддерживал ее муж — Алекс.

Могила Муслима Магомаева в Баку

На похороны собиралась и мама Марины, Офелия, чтобы проститься с тем, кого она так любила в юности, но сделать это не позволило здоровье. Синявская, которая с теплотой относилась к ребенку, категорически запретила сообщать внуку о смерти Магомаева. Аллен, которому при рождении было дано также имя Муслим, узнал о том, что доброго и щедрого дедушки больше нет, гораздо позже.

Из филармонии гроб выносили под известную песню великого певца — «Азербайджан». Муслима Магометовича похоронили на Аллее почетного захоронения рядом с дедушкой, в честь которого он был назван. Через год на могиле в Баку прошло открытие памятника Магомаеву, автором которого стал народный азербайджанский художник и ректор Академии художеств Азербайджана — Омар Эльдаров. Белый мрамор для скульптуры был тщательно отобран и доставлен с Урала прямо в Баку.

«Сейчас любовь к родине — это странно»

Муслима Магомаева в Советском Союзе любили, любили по-настоящему. Молодой, красивый, артистичный, с шикарным баритоном — его романсы покоряли женские сердца по всей стране. Есть легенда, что в одном из гастрольных городов его автомобиль три километра несли на руках — так любили его поклонники. Ни один правительственный концерт не обходился без участия Магомаева, и лучшие зарубежные сцены боролись за то, чтобы получить его в свою труппу. Но из СССР певца выпускали редко и неохотно: как ни странно, таким достоянием делиться не хотели ни с кем.

01.10.1963. Муслим Магомаев выступает на сцене. Фото: РИА Новости / Валерий Шустов

— Меня в свое время приглашал к себе директор парижской «Олимпии», — рассказал Муслим Магометович в одном из интервью «АиФ». — Он предложил Фурцевой: «Отпустите его на год, я сделаю его золотым певцом, будете им гордиться». На что министр ответила, мол, у нас за год случается много правительственных концертов, на которые Магомаева всегда приглашают. А потом боялись долгое время вообще за границу выпускать, чтобы не сбежал.

Но сбежать он никогда и не пытался. Магомаев часто выступал в союзных республиках, гастролировал по всей стране — до самой Находки, но за рубеж особо не стремился.

Когда природа одаривает щедро

Неординарной личностью был и отец – он реализовался, как талантливый художник-оформитель самых крупных театров Баку. Но война внесла свои злобные коррективы – он ушел воевать и больше не вернулся в семью, к своей обожаемой работе. Обидно, но погиб Магомаев-старший в Берлине, когда до победы оставались считанные дни. Дома его так и не дождался трехлетний сын, который родился 17 августа 1942 года, и красавица-жена Айшат. Она также была неординарной личностью – ее одаренность проявила себя в актерском искусстве – она работала в театре. Но взяла творческий псевдоним «Кинжалова». Ее заслуги были даже отмечены сталинской стипендией.

Будущую знаменитость природа действительно одарила массой талантов и прекрасной внешность – так бывает, когда в крови смешиваются несколько народов – татарский, русский, турецкий, адыгейский. Все они со временем создали идеальную генетику для появления в одном из колен щедро одаренной и гармоничной личности.

После окончания войны маленького Муслима забрали на воспитание представители семьи отца – Айшат была восточной женщиной и подчинилась решению брата погибшего мужа Джамала. Мальчик должен был воспитываться рядом с мужчиной и в большой семье – и это не обсуждалось. Мама уехала служить в местный драмтеатр Вышнего Волочка. Было сложно – тоска по сыну убивала. В какой-то момент она его увезла из Азербайджана. Муслиму было уже 9 лет. Его увлекла закулисная жизнь театра, ее музыкальная составляющая. Он очень рано начал демонстрировать свои творческие и лидерские способности – организовал с одноклассниками кукольный театр. Они писали сценарии незамысловатых пьес и сами изготавливали персонажи. Но дядя Джамал настоял на возвращении мальчика. И мама сдалась. Со временем она повторно вышла замуж и в этом браке родила Муслиму сводных сестру Татьяну и брата Юрия.