Синдром предков

Содержание

Список литературы

  1. Шутценбергер А. «Синдром предков: Трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы». — М., 2001.
  2. Петрановская Л., «Механизм передачи травмы через поколение». 2016 г. https://ludmilapsyholog.livejournal.com/52399.html https://psychologytoday.ru/public/mekhanizm-peredachi-travmy/
  3. Кроник А. А., Ахмеров Р. А. «Психогенеалогия: история формирования, первые эксперименты и перспективы развития». — «PEM: Psychology. Educology. Medicine», 2015.

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Как уберечься от синдрома годовщины?

Даже если некий психологический паттерн перешел к вам бессознательно из семейного прошлого, его можно проработать и устранить — нужно лишь вовремя обратиться к психологу. А изначально стоит сделать следующее:

  • Изучите семейную историю. О родовых проблемах и неприятных ситуациях можно узнать из воспоминаний близких, дневников, переписки.
  • Проанализируйте события, при которых жили ваши родственники. Речь идет о войне, переворотах, депортациях. Даже постоянное упоминание перестройки как виновника всех проблем заставляет задуматься.
  • Вспомните детство. О чем при вас говорили взрослые, что явно скрывали, что вы при этом ощущали?
  • В честь кого вас назвали? Если имя дали в честь выдающегося родственника, а затем ждут таких же достижений от вас, этот долг ляжет на ваши плечи — порой непосильной ношей.
  • Отсоединитесь от негативного сценария. Осознайте, что у вас своя судьба и запрограммируйте себе счастливое будущее без боязни повторения родовых трагедий — вот это лучше делать при помощи психолога.

… Жизнь — это сложный узор из дел, слов, помыслов. Ткать его нужно аккуратно, осознанно и своевременно удалять подсознания все, что не выговорено, не сделано, портит жизнь.

Нужно терпеливо и предметно анализировать свои эмоции, изучать семейные истории и не стесняться работать с психологом. Помните, вы сами пишете сценарий собственной жизни и выбираете роль, которую исполните в ней.

Чтобы проще было устранить чужие установки из своего подсознания, важно развивать критическое мышление. У Викиум есть одноименный курс, который будет очень полезен всем

Вы сможете научиться мыслить более трезво, самостоятельно, не поддаваться манипуляциям, грамотно анализировать происходящее и строить свою жизнь так, как нужно вам!

Невероятно, но факт!

Самой первой об этом заговорила французский психолог Анн Анселин-Шутценбергер: она заметила, что в их семье несколько поколений подряд умирает второй (младший) ребенок из двух.

Исследовательница начала предметно изучать эту тему. Она много общалась с больными раком и выяснила, что многие из них заболевали в том же возрасте, что и их родители.

Некоторые истории, которые удалось «накопать» женщине, просто повергают в шок. Например, одна дама страдала нарушением работы сердца, которое передается по наследству, — в народе это называется «синяя болезнь». Она решилась на операцию, после нее стала себя чувствовать отлично, вышла замуж. Супруги решили не заводить своих детей, боясь, что те унаследуют недуг, а усыновить ребенка. Выбрали малыша из Индии. Но через несколько лет врачи диагностировали у него… ту же самую «синюю болезнь»!

Поразительно, что ребенка прооперировали в той же больнице и в тот же день, что и его приемную мать. И даже врач был тем же самым.

В изучении синдрома годовщины Анселин-Шутценбергер брала за основу концепцию так называемой скрытой лояльности к семье. Ее, в свою очередь, выявил венгерский психотерапевт Иван Бузормени-Надь.

Он, наблюдая за пациентами психиатрической клиники, заключил, что личность каждого человека формирует среда, в которой он родился и растет. А она образуется под влиянием прошлых поколений предков и транслируется на будущие поколения потомков.

При этом среду формирования личности составляют 4 измерения: фактическое (здоровье, генетика, жизненный опыт), индивидуально-психологическое (совокупность внутренних переживаний), этическое (субъективность) и поведенческое (общение между людьми).

Под понятием «лояльности» ученый подразумевал не просто верность своей семье, но и бессознательное следование правилам, которые в ней есть. В первую очередь это долг предкам за собственную жизнь, а также за весь опыт и знания. В такой семье есть уважение и привязанность друг к другу.

То есть скрытая лояльность — это побуждение к возвращению долгов. А если по ним не расплатиться, они перейдут следующим поколениям.

Родовая травма

Знаменитый психолог, специалист по воспитанию детей Людмила Петрановская тоже описывает типичные сценарии, когда потомки повторяют судьбу предков.

Например, живет себе счастливая семья, и вдруг отца забирает болезнь, война или трагедия. Мать остается одна с детьми.

Теперь ей нужно быть сильной, работать в три жилы, поставить всех на ноги. Естественно, далеко не всем это по плечу — у некоторых развивается депрессия и даже пропадает желание жить…

Обуреваемая такими деструктивными чувствами, мать старается меньше общаться с детьми, потому что не может быть с ними ласковой и нежной

Ребенок же еще сильнее пытается заслужить улыбку и внимание матери, но это лишь сильнее раздражает родительницу, и та злится

Ребенок, не понимая, в чем провинился, зарабатывает психологическую травму и чувство никчемности, ненужности. А мама постепенно превращается в «папу» и в этой роли очень даже комфортно себя ощущает. Типичный пример — бабушка из книги Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом». Она готова была задушить внука заботой!

Со временем у таких детей появляются свои дети. И тогда их родители делают все, чтобы не ставить их в ситуацию, которую прожили в детстве сами.

Такие родители трясутся над своими малышами, кладут их спать с собой, не отпускают ни на мгновение и больше всего боятся, что когда-нибудь те покинут дом и снова нагрянет одиночество…

И вот когда выросшее дитя действительно собирается создать свою семью и вести собственную самостоятельную жизнь, разражается скандал — мать не отпускает, шантажирует инфарктом и пр. Но ребенок все же уходит, унося с собой груз вины, нанося маме глубокую обиду и нарушая правило семейной лояльности.

Особым получилось и третье поколение детей (начиная с военных времен, когда отцы уходили на фронт). Они всегда ощущали себя старше, чем есть, выросли с огромным чувством долга перед родителями и даже взяли на себя их роль. Например, не рассказывали о том, что ушиблись во дворе, чтобы не тревожить маму. Наглядный литературный пример — Дядя Федор из «Простоквашино», уж слишком самостоятельный, не по годам.

Такие дети, вырастая, часто испытывают проблемы с созданием семьи, потому что не могут отделить свое «Я» от родителей, боясь, что их предадут или бросят.

«Скованные одной цепью»

Все мы звенья длинной цепи поколений и связаны со своими предками не только биологически, но и социально. Связи многообразны и проявляются не только в традициях, которые осознанно передаются от старших к младшим. Есть и более глубокие связи на уровне бессознательного, их А. А. Шутценбергер называет трансгенетическими. Они, так или иначе, отражают «лояльность» семье, которая может проявляться по-разному.

  • Передача ценностей и установок предков последующим поколениям на бессознательном уровне. Один из исследователей этого феномена Ф. Дольто считал, что передача информации от бессознательного матери бессознательному ребенка происходит еще в период внутриутробного развития. У нас есть выражение «впитал с молоком матери», которое очень хорошо отражает подобную передачу.
  • Долг детей перед родителями за их любовь и заботу. Этот долг побуждает выросших сыновей и дочерей в свою очередь заботиться о престарелых родителях.
  • Долг перед более отдаленными предками за заслуги перед семьей. Например, если двоюродный дедушка или прадедушка, оставшись в молодости за старшего в семье, отказался от учебы/карьеры, чтобы содержать и воспитывать младших братьев и сестер.

Как известно, долги надо отдавать. Не отданные, они создают у человека ощущение дискомфорта, несправедливости жизни, собственной нереализованности и бесполезности. Причем ситуация осложняется тем, что сам факт долга человеком чаще всего не осознается, о самопожертвовании своего предка он может даже не знать.

Для разрешения этого внутреннего конфликта и правильного построения стратегии жизни необходим серьезный анализ истории семьи и выявление тех трансгенетических связей, которые создают дискомфортную обстановку. Осознание долга – это шаг к разрешению внутреннего конфликта.

В ином случае может произойти инверсия долгов, когда человек, ощущая себя всем обязанным, жертвует своим счастьем и благополучием ради родных не в силу необходимости, а из-за ощущения неоплаченного долга. Один из исследователей синдрома предков Иван Бузормени-Надь считал, что инверсия заслуг и долгов приводит к парентификации. Суть ее в том, что дети, даже малолетние, чувствуя себя обязанными, принимают на себе роль родителей, считают себя умнее, сильнее, опытнее родителей. Даже в детстве они любят указывать и советовать старшим. Повзрослев, такие дети вмешиваются в жизнь родителей, стараются контролировать их, опекать, строить их счастье и т. д. И родители часто принимают роль детей, сами не замечая, как становятся обузой для них. Спрашивая совета, такие родители делают это, чтобы переложить ответственность за решение на плечи сына или дочери.

Семейный миф

Каждый индивид – это психосоциальная личность, установки и поведенческие реакции которой сформированы не только обществом в целом, но и семьей. Причем даже в большей степени семьей, потому что благодаря трансгенетическим связям, установки сохраняются на уровне бессознательного и оказывают неосознаваемое влияние на поведение человека.

Сложную систему установок и стереотипов А. А. Шутценбергер объединяет понятием «семейный миф». Кратко его можно выразить очень распространенной фразой: «У нас в семье так принято». Например, женщина может терпеть издевательства и пьянство мужа годами и тащить на себе всю семью, потому что и ее мать тоже терпела, так же как и бабушка «несла этот крест», передав его потом по наследству. «В нашей семье не принято разводиться», — скажет эта женщина гордо. И не задумается о том, что гордиться здесь нечем, ведь она сама лишила себя свободы выбора.

Стереотипов или паттернов, по которым живут семьи много. Это и «кровная месть», и «защита чести семьи», и «не жили богато – не стоит и начинать» и т. д.  Эти паттерны передавались из поколения в поколение, оказывая сильное влияние на судьбы членов семьи.

Феномен смерти вуду

Объяснить это психическое расстройство можно с помощью детского мультика «Мадагаскар». Помнишь, когда жираф Мелман поверил в то, что у него шаманская болезнь, и он скоро умрёт? Это как раз является примером феномена смерти вуду.

Этот термин был придуман учёным Уолтером Кэнноном в 1942 году на основе исследований общества аборигенов. Также такое расстройство можно назвать психосоматической смертью — когда больной напуган до такой степени, что его физическое состояние откликается на психологический стресс. Обычно в таких случаях человек боится последствий нарушенных социальных запретов или религиозных табу — отсюда и название «вуду». После сильного шока пациент умирает в течение 24 часов.

Кэннон рассказал две противоположные истории, связанные с феноменом смерти вуду. В первом представительница племени маори узнала, что съеденный ею фрукт был запрещённым, и скончалась менее чем через 24 часа. Во втором же молодой человек заболел после того, как местный колдун указал ему на кость, что означало проклятие смерти. Но когда старик объяснил, что всё это было ошибкой, парень сразу же вернулся в своё привычное состояние. Учёные отметили, что оба случая произошли в обществе, где поддерживают веру в сверхъестественные силы, считающиеся некой формой проклятия.

Прозопагнозия

Явление прозопагнозии очень распространено в кинематографе и современной культуре — наверняка ты и сам можешь вспомнить истории, в которых люди переставали воспринимать знакомые лица. Однако при этом пострадавшие от поражения нижней части мозга сохраняют способность распознавать предметы. При работе с этим заболеванием помогает терапия, в ходе которой больному помогают узнавать людей по их внешним особенностям (манере ходить, укладывать волосы) или по тембру голоса.

Впервые термин «прозопагнозия» был упомянут в 1947 году немецким учёным Иохамом Бодамером, но подобные случаи с потерей способности узнавать были упомянуты ещё в XIX веке. В качестве примера психиатр привел историю парня, который после травмы — ранения в голову — не мог узнавать не только близких людей, но и собственное лицо. Несмотря на это, он всё ещё мог различать людей по характерным признакам и с помощью сенсорных чувств.

О книге

В последнее время люди всё больше подвержены стрессу и эмоциональному переутомлению. Как избавится от душевного напряжения и поднять себе настроение? Чтение во все времена спасало от уныния и скуки, поэтому и сейчас является эффективным способом справиться с этим. Погружая в иные миры хитро закрученного сюжета, книги помогают читателю забыться и отвлечься от душевных неурядиц и бытовых забот.

Книга «Синдром предков» Шутценбергер Анн написана в жанре классическая и профессиональная психология и поможет найти ответы на многие вопросы, откроет тайны психологии и позволит лучше понять себя и других людей. В книге автор делится с нами своими размышлениями на многие злободневные темы современности и взаимоотношений между людьми. Интересные по характеру персонажи, увлекательная сюжетная линия и красивый слог произведения несомненно захватят читателя.

Синдром ходячего мертвеца

Неплохо звучит для психического отклонения, да? Синдром ходячего мертвеца — он же иллюзия Котара — заставляет его обладателя верить в то, что он на самом деле зомби. Больные могут думать, что их тело разлагается, они потеряли всю кровь, а внутренние органы начали гнить. Отмирающий организм, как правило, всего лишь заблуждение, поэтому зачастую люди находятся в состоянии тяжёлой депрессии или в некоторых случаях страдают от голода.

Невролог Жюль Котар описал это ужасное расстройство в 1880 году. К счастью, его открытие оказалось крайне редким явлением. Самым известным случаем синдрома является история жителя Гаити, который был абсолютно уверен в том, что умер от СПИДа и даже успел побывать в аду.

Тяжелобольные отстраняются от окружающих и отрицают собственное существование или наличие какой-либо части тела. Зачастую они переселяются жить на кладбище. На данный момент стопроцентного способа лечения синдрома ходячего мертвеца не существует.

Парижский синдром

Парижский синдром — не менее странное психическое расстройство, которое, к счастью, является временным. Так, турист, посещающий Париж, может потерять сознание, испытать беспокойство, деперсонализацию, дереализацию, навязчивые идеи, галлюцинации. Примечательно то, что обычно парижский синдром касается именно японцев: из 6 миллионов примерно 25 человек в год страдают от этого расстройства.

Врачи не могут точно сказать, что является причиной недуга. Но есть догадки, что виной всему неврологическое расстройство, вызванное языковым барьером, физическим и психическим истощением, а также увиденный Париж, который в идеализированной версии выглядел иначе.

Синдром Диогена

Сидрому Диогена иногда приписывают и другое название — синдром старческого убожества. Так же как и синдром собирателя-Плюшкина — героя из поэмы «Мёртвые души» Гоголя, синдром Диогена связан с накоплением вещей и нахождением в изоляции среди них. Чаще всего он встречается у пожилых людей, которые страдают деменцией, а также у тех, кто был покинут или лишён домашней обстановки.

Отдельным синдромом учёные признали его в 1966 году. Однако название несёт в себе парадокс: оно отсылает к философу Диогену Синопскому, который, в общем-то, был минималистом и ничего в своём доме не складировал. Поэтому группа исследователей предпочитает называть это явление старческим расстройством или синдромом Плюшкина.

«Синдром предков» — истоки понятия

Это понятие ввела французский психолог, профессор Анн Анселин Шутценбергер. Она специализировалась на психогенеалогии и изучении семейных отношений. Именно А. А. Шутценбергер провела исследования бессознательных связей между родственниками и выявила множество фактов повторения социальных ситуаций на протяжении 3-5 поколений.  Свою теорию и результаты исследований она излагает в книге «Синдром предков».

Согласно ее точки зрения, которая подтверждается множеством примеров, на уровне бессознательного существует своеобразная наследственная программа, влияющая на поступки и поведение людей. Мы не осознаем эту программу, следуем ей непроизвольно, выстраивая жизнь и судьбу по образцу наших предков, нередко совершая те же ошибки и играя те же роли: жертвы, обиженного, защитника, кормильца и т. д.

Подобные явления были в той или иной степени замечены и раньше, например, З. Фрейдом – автором теории бессознательного и его роли в жизни человека

Он обратил внимание на то, что имя предка, данное ребенку, часто делает его жизнь похожей на жизнь умершего родственника

Еще в большей степени на формирование понятия «синдром предков» оказали влияние работы ученика З. Фрейда – Карла Юнга, который создал теорию коллективного бессознательного

Согласно ей, на уровне бессознательного хранятся не только вытесненные туда личные страхи и комплексы, но, что более важно, коллективный опыт, накопленный множеством поколений предков человека

Боантропия

Страдающие от очень редкого, но от этого не менее страшного расстройства боантропия, уверены, что они — коровы. И иногда они заходят слишком далеко, чтобы вести себя соответственно. Больных боантропией можно встретить на полях рядом с животными — они ходят на четвереньках и жуют траву так, словно сами являются членами стада. Люди с этим расстройством частенько не понимают, что делают, когда ведут себя по-коровьи. Это заставляет исследователей полагать, что боантропия связана с гипнозом и сновидениями.

Некоторые даже уверены в том, что о боантропии свидетельствует библейская «Книга пророка Даниила» в истории об изгнании царя Навуходоносора:

Тотчас и исполнилось это слово над Навуходоносором, и отлучен он был от людей, ел траву, как вол, и орошалось тело его росою небесною, так что волосы у него выросли как у льва, и ногти у него — как у птицы.

Как определить, что родственник или знакомый страдает от синдрома годовщины?

Отпечатки трагических событий, хранящиеся на уровне индивидуального бессознательного, создают особые кризисные ситуации в тот же период жизни, что и трагедии, произошедшие с предками.

Например, в трёх поколениях по мужской линии наблюдался тяжелый алкоголизм, приводящий к ранней смерти — в возрасте от 33 до 37 лет. И молодой мужчина, являющийся представителем уже 4-го поколения, с ужасом ожидает, что и с ним случится подобное.

Ещё более распространенная семейная ситуация (и таких случаев немало, они словно списаны под копирку из чужой жизни):

  • ранний брак в связи с нежелательной беременностью или «чтоб уйти из ненавистного „материного дома“, где жестокий отец рукоприкладствует в течение многих лет»;
  • далее муж так же начинает проявлять свой «тяжелый характер», происходят постоянные скандалы, побои, полуголодное бесправное существование.

Когда спрашиваешь женщину, устраивает ли её такое положение дел?.. Всё-таки ХХІ век на дворе. Существуют такие организации, как суд, полиция, прокуратура. В ответ, как правило, следующее: «Так жили мама и бабушка, и я знаю, что и мне так суждено». «А если дочь родится — и ей тоже?» В ответ — унылый кивок головой. То есть имеет место и самосбывающееся пророчество.

Жертвами синдрома годовщины часто становятся дети, которые рождаются в годовщину смерти какого-то близкого родственника.

Ирик Мусин, «Годовщина», 2013 г.Фото: artchive.ru

А если их зачем-то называют именем умершего страдальца, то это ещё больше укрепляет патологические родовые связи. Такие «замещающие» дети в значительной степени подвержены разным психическим заболеваниям, у них бывают проблемы со сверстниками, и часто неблагополучно складывается личная жизнь.

Также имеют место «белые пятна» в семейной истории: короткие или длительные, до нескольких десятилетий, временные отрезки, о которых никто не знает или не принято говорить.

Это репрессированные, казнённые в чудовищные сталинские времена родственники, а также считающиеся предателями или без вести пропавшими. Об этом говорится шепотом, с опаской, что «кто-то узнает», с чувством стыда и «опозоренности». Подобные тайны нередко уходят вместе со старшим поколением, но продолжают влиять на судьбы и жизненные сценарии детей и внуков.

Ещё данный феномен наблюдается в поведенческих стереотипах:

  • Дети тех, кто пережил блокаду, с особым трепетом относятся к еде, никогда не выбрасывают излишки.
  • Потомки «раскулаченных» трепетно хранят всякое старьё, имеют множество «тайников» и ещё страх того, что «снова придётся переезжать».

Всё это может быть не видно снаружи, но в ситуации полной доверительности перед специалистом открываются бездны человеческих трагедий, неизжитая боль и хронический страх перед властью, перед «сильными мира сего».

Ещё во многих семьях есть «изгои», о которых ничего не известно или которых сознательно вычеркнули из семейной истории: люди, ведущие маргинальный образ жизни, нарушившие моральные законы общества, то есть те, «за кого стыдно», страдающие венерическими болезнями, наркозависимые.

Анн Шутценбергер утверждает, что если такого человека «изгоняют», то рано или поздно в семье обязательно родится ребенок со схожими чертами характера. Все невысказанное и тайное бессознательно проявляется через жизнь потомков.

Дети из таких семей чувствуют оторванность, изолированность семьи от общества. Они стесняются родителей и их рассказов, не приглашают домой одноклассников, боятся, чтобы кто-то посторонний не заглянул в семейный альбом.

Эти симптомы лишают жизненной энергии, значительно замедляют развитие личности. Психика индивидуума не может в одиночку справиться с чувствами, накопленными за множество поколений. Собственным желаниям и мечтам нет места — их замещают стремления, предписания и установки ушедших представителей рода. В итоге, они живут не своей жизнью.

Апотемнофилия

Врачебный веб-ресурс Medscape характеризует апотемнофилию как «непреодолимое желание ампутировать или повредить здоровые части тела». По-другому это расстройство называют нарушением целостности тела. Обычно его отмечают у пациентов, которые уже были подвергнуты процессу ампутации. Апотемнофилия также связана с повреждением правой теменной доли мозга. Из-за того, что большинство хирургов не ампутируют здоровые конечности по прихоти человека, некоторые больные могут сделать это самостоятельно. После повреждения или удаления конечности они невероятно довольны фактом свершившегося.

Апотемнофилия считается неврологическим расстройством. Многие пациенты, испытывающие его, часто не обращаются за специальной терапией, поэтому и консультации психотерапевтов не всегда могут помочь. Когда же люди об этом просят, в случае с апотемнофилией могут быть предприняты методы когнитивно-поведенческой терапии.

Открытие синдрома годовщины

Сама Анна Ангелин Шутценбергер объясняет заинтересованность данной темой в связи с событиями, произошедшими в ее семье. Она является старшим ребенком, но второй ребенок погиб. У супруга  Шутценбергер произошла такая же ситуация. А также умер и второй ребенок Анны.

Проводя наблюдения, психолог столкнулась со случаем, когда молодая и красивая девушка удачно вышла замуж, а вскоре скончалась от онкологии. Как выяснилось позже, у этой девушки мать умерла от рака в таком же возрасте. Подобные случаи были зафиксированы и врачом Жозефиной Хилгард, которая работала в психиатрической клинике. Она заметила, что почти все пациенты с психическими расстройствами повторяют судьбу своих родителей в таком же возрасте.

Механизмы формирования

В своей работе с клиентами Шутценбергер использовала интегративный подход, в ходе консультации проясняя биографические данные клиента, сведения о его семье и отношениях в ней. Она составляла геносоциограмму по собственной методике, основанной на составлении генеалогического древа, но более сложной, так как в ней указывались также социометрические связи, контекст тех или иных событий.

Шутценбергер опиралась в изучении синдрома годовщины на следующие психологические концепции и понятия:

  1. Психоаналитическая концепция «скрытой лояльности семье», разработанная Иваном Бузормени-Надем.
  2. Концепт, предложенный Абрахамом и Терек, связанный с понятиями так называемого «склепа» и «призрака», который может «внедряться» в потомка как следствие полученной его предком травмы, причины которой могли быть обусловлены некоторыми несправедливыми и тяжелыми событиями жизни (исторические трагедии, тайны семьи, например, связанные с «исключенными» членами семьи – находящимися в местах заключения, психиатрических лечебницах, рожденными вне брака детьми и т. д.).
  3. Концепция триангуляции из теории семейных систем Мюррея-Боуэна: семейные союзы с исключением некоторых отдельных членов семьи.

Шутценбергер связывает также передачу тяжелых событий через поколение со стрессом, который человек испытывает во время трагических событий.

Из российских исследователей и популяризаторов теории трансгенерационных травм можно назвать психолога Людмилу Петрановскую: в своей статье о передаче травмы через поколение она раскрывает механизм этого явления простым и доступным языком, объясняя влияние глобальных процессов, происходящих в стране, на жизнь человека и его потомков.