Профилактика пав

Содержание

Определение профилактики.

Профилактика в широком смысле имеет отношение к избежанию или облегчению проблем, связанных с употреблением вещества. Благодаря этому нестрогому определению попытки профилактики могут иметь различные цели. Например, цель усилий, направленных на предотвращение использования нелегальных наркотиков, — остановить случаи их употребления. Так или иначе, дополнительной целью такой деятельности может быть сведение к минимуму эффектов использования незаконных наркотиков, которое имеет место. Раз так, то подходы, выбранные для осуществления намеченных целей, могут быть различны

Поэтому, говоря о профилактике использования наркотиков, важно уточнить, что именно предотвращается: начало употребления, повторяющееся употребление, отрицательное влияние на общество, проблемы со здоровьем, или что-то еще

Профилактика злоупотребления веществом традиционно разделяется на три этапа. Первый — первичная профилактика, которой свойственно избежание злоупотребления наркотиками до того, как у злоупотребления вообще появится шанс иметь место. Например, одной из целей такой профилактики будет препятствование начальному употреблению вещества. Никогда не начиная употребление наркотика, вы не будете иметь с ним никаких проблем. В основе этого подхода лежит принцип «Просто Скажи Нет», когда, особенно молодым людям, предлагается наркотик. Другой целью первичной профилактики может являться развитие ответственного отношения и/или культуры употребления веществ. Лучший пример этому — ответственное отношение к выпивке. Многочисленные рекламные плакаты и телевизионные передачи должны уделять больше внимания тому, что нельзя садиться за руль в состоянии алкогольного опьянения или позволять нетрезвым друзьям садиться за руль.

Вторичная профилактика имеет дело с уже начавшимся злоупотреблением. Этот тип профилактики аналогичен раннему лечению, когда проблемы с наркотиками только всплыли на поверхность. Вторичная профилактика часто используется законной системой, ответственной за неправильное употребление веществ. К примеру, человека, арестованного за вождение в нетрезвом виде, могут направить на специальные курсы, обучение на которых должно предотвратить повтор ситуации. В некоторых частях США так поступают с малолетними правонарушителями, задержанными за хранение наркотиков. В обоих случаях делается акцент на уничтожение проблемы в зародыше. Главным в таких усилиях является раннее выявление подобных проблем.

Третья форма профилактики, которая называется третичной, заключается в лечении людей, уже в полной мере употребляющих наркотики и уже полностью зависимых от них. Ее цель заключается в прекращении употребления наркотиков и избежании дальнейших ухудшений в организме человека. Третичная профилактика и лечение наркомании совпадают, но о профилактике обычно говорят когда инцидент случается впервые, а о лечении, когда случаются рецидивы

В оставшейся части главы сфокусируем свое внимание на первичной и вторичной профилактике

Социальная политика, направленная на уменьшение вреда.

«Мы говорим о высокой степени риска для молодежи и семей в Соединенных Штатах, но я не знаю ни одного континента, которому бы не угрожала опасность злоупотребления наркотиками и алкоголем, или страны, не затронутой ими. Молодежь подвергнута риску во всем мире, семьи подвергнуты риску во всем мире. Все сообщества и институты человечества подвергнуты риску во всем мире, нации в опасности.» Доктор Бенсон Бейтман, президент Организации Развития Человеческих Ресурсов, The Journal, май 1993 г.

Страны очень сильно различаются своей социальной политикой в отношении употребления наркотиков. Много было сказано в этой книге о «войне против наркотиков» и политике «нулевой толерантности» в США. Эта политика противопоставляется другой социальной стратегии, называемой «уменьшение вреда», применяемой, например, в Англии и Нидерландах. Политика уменьшения вреда фокусируется на минимизации негативных последствий употребления наркотиков на личность и общество, даже если она временно поддерживает безопасное употребление наркотиков. По словам Дайаны Рели, возглавляющей канадский Центр по злоупотреблению веществами, «Уменьшение вреда выстраивает иерархию целей, намечая наиболее насущные и реалистичные, которые должны быть достигнуты на первых шагах в направлении безопасного использования или воздержания. Это прагматический подход, который выявляет, что воздержание не может быть ни реальной, не желаемой целью для некоторых, особенно в краткосрочном аспекте».

Ей были описаны два примера политики уменьшения вреда. Первый — Мерсисайд в Англии. В клиниках Мерсисайда сотрудничают фармацевты и полицейские, которые ввели «разумный подход, включающий выписывание лекарственных средств, обеспечение чистыми шприцами и содействие, а не криминализация наркоманов». Достоинствами такого сотрудничества можно назвать низкую частоту инфицирования ВИЧ среди наркоманов, сохранение рабочих мест для многих наркоманов, уменьшение краж и грабежей.

Второй пример — Амстердам, где пытались уменьшить вред от употребления наркотиков, обеспечивая наркоманов медицинской и социальной помощью. Частью этой стратегии было снижение внимания полиции к хранению и употреблению марихуаны и передвижные станции, распространяющие метадон. Тюремное наказание грозит только распространителям «тяжелых» наркотиков.

Пока подобная политика не принята в США в целом, но ее отдельные элементы применяются. Например, в 60-х годах по всей стране были введены поддерживающие метадоновые программы. Они предназначались для частичного снижения преступности среди употребляющих героин. Во вторых, совсем недавно была введена программа обмена использованных шприцов, предназначенная для уменьшения риска распространения ВИЧ-инфекции среди наркоманов. Однако, обе эти программы имеют своих яростных противников. В последнее время ожесточенным нападкам подверглась программа обмена шприцов, вопреки научным исследованиям, свидетельствующим о том, что участвующие в этих программах наркоманы не стали употреблять наркотики чаще, а также, что число наркоманов не увеличилось. Однако, подходы типа «уменьшение вреда», по видимому, не получат более широкого распространения в ближайшем будущем.

вернуться к началу раздела «Яды и организм»

Программы, ориентированные на чувства.

Много современных программ и особенно те, которые проводятся среди молодежи, содержат в себе так называемый эмоциональный компонент. Он включает в себя прояснение ценностей и принятие решения. Прояснение ценностей включает в себя самопознание, выработку жизненных ценностей и определение путей их реализации. Эти программы раскрывают студенту стратегию, позволяющую делать выбор в жизни и применять эту технику конкретно к ситуациям с алкоголем и другими наркотиками. Главная цель программы заключается в том, что обучающиеся должны осознать свои чувства по поводу наркотиков и выработать свое отношение к ним для того, чтобы в ситуациях, связанных с наркотиками, вести себя в соответствии со своими индивидуальными ценностями.

Логика применения эмоционального или чувственного подхода состоит в том, что мысли, чувства, отношение и ценности, касающиеся алкоголя и других наркотиков могут быть такими же важными в конкретной ситуации, как знания, а может быть даже самыми важными. До сих пор неизвестно, в какой степени данные программы оказывают благоприятное воздействие. Так же, как и в случае с образовательными программами, не проводилось серьезных исследований эффектов таких программ. Тем не менее, те исследования, которые все-таки были проведены, показали, что влияние программ помогает прояснить личные взгляды на использование наркотиков. Популярные в 70 — 80-е годы, эти программы сегодня менее часто используются, хотя отдельные их элементы в измененном виде включены в современные программы.

Альтернативное поведение и выработка искусства сопротивляться
В последние годы значительно возросло число программ профилактики, которые сфокусированы на развитии альтернатив употреблению наркотиков и умении распознавать и сопротивляться давлению, принуждающему к их употреблению.

Под развитием альтернатив употребления наркотиков понимается вовлечение в различные продуктивные виды деятельности (например, спорт, различные кружки во время каникул, хобби). В теории эта стратегия кажется разумной, но на практике она не показала конкретной пользы в отношении злоупотребления веществами.

С другой стороны, тренировка умения сопротивляться представляется более перспективной. Это обучение включает в себя комбинацию следующих информационных и поведенческих стратегий:

  • Развитие умения решать проблемы и принимать решения;
  • Развитие умения распознавать межличностные и массовые (реклама алкоголя и сигарет) формы агитации, а также умения сопротивляться им;
  • Увеличение самосознания и самоуважения;
  • Обучение искусству справляться с беспокойством и стрессом без использования наркотиков;
  • Улучшение межличностных качеств, таких как умение завести разговор;
  • Развитие твердости, умения выражать неудовольствие и злость, а также умения сообщать о своих потребностях;
  • Развитие представления о воздействии наркотиков на здоровье;

Обычно в ходе этих программ участников обучают распознавать социальное влияние, ведущее к употреблению наркотиков, а также сопротивляться этим влияниям. К примеру, их учат отказываться от предложений попробовать наркотик, когда оно исходит от сверстников. Часто программы включают умение сопротивляться влиянию лидеров в группе. Анализируя результаты развития умения сопротивляться отмечают положительные изменения, особенно в отношении курения.

Одной из самых известных, ориентированных на сопротивление программ, используемых в настоящее время в Америке, является Проект DARE (Обучение сопротивлению употребления наркотиков). Программа Проекта DARE предназначена для пяти- и шестиклассников, до того, как они перейдут в старшие классы. Программа базируется на предпосылке, что школьников нужно учить распознавать опасность употребления веществ и сопротивляться косвенному и прямому принуждению употреблять наркотики. Таким же образом, программа обучает студентов распознавать и сопротивляться предложениям сверстников и других поэкспериментировать с наркотиками. Программа включает от 15 до 20 модулей, каждый из которых проводится представителем официальных властей и длится 45-60 минут. Модули посвящены таким темам: искусство отказываться, оценка риска, принятие решения, межличностные качества и искусство общения, критическое мышление, альтернативы употреблению наркотиков. В рамках программы DARE добились позитивных результатов в обучении школьников искусству отказываться, хотя пока еще отсутствуют данные о длительном влиянии этих проектов на употребление наркотиков.

Текущие задачи профилактики.

Методы профилактики применяются в разных областях и в этой главе будут описаны некоторые темы и программы в первичной и вторичной профилактике. Начнем этот раздел перечнем важных тенденций в движении против наркотиков:

тенденция включить семью (особенно родителей) в движение против наркотиков;
развитие способности сопротивляться, в особенности разработка стратегий, используемых для избежания давления употребить наркотик;

развитие программ в дополнение к более широким общественным движениям

К примеру, школьная программа борьбы с наркотиками может служить дополнением к сообщениям, распространяемым через средства массовой информации;

выявление социальных групп, склонных к употреблению алкоголя и других наркотиков и разработка программ специально для них;

повышенное внимание к наркотикам, употребление которых является прямым путем к употреблению других наркотиков. Пока большинство программ борется с незаконными наркотиками, некоторые программы фокусируют свое внимание на предотвращении начала использования табака, алкоголя и, в частности, марихуаны

Они рассматриваются как «промежуточные» наркотические средства, от которых переходят к употреблению «тяжелых» наркотиков, таких как кокаин, героин и LSD;

возрастающее внимание к программам, призванным минимизировать риск и негативные последствия от уже начавшегося употребления наркотиков. Эти программы не разрешают употребление наркотиков, а ищут возможности минимизировать негативные последствия, связанные с их употреблением, для человека и для общества.