Содержание
Личная жизнь, семья и дети актёра
Александр Сергеевич всячески оберегал свою личную жизнь от посторонних глаз. Имея такую огромную популярность, он не был светским, не был общительным и радушным. К тому же, перед глазами был опыт сложных семейных отношений отца, прививка от «звёздной болезни» и обожания поклонниц Александру была сделана в детстве.
В свердловском драмкружке он с шестого класса дружил с девочкой, Мариной Скляровой. Они мечтали о будущем, о большой сцене, успехе у зрителей. Марина тоже поступила в театральный ВУЗ, но в Ленинграде. Молодые люди встречались, писали друг другу письма, их любовь расцвела вопреки расстояниям и расставаниям.
Они поженились, когда им было по 20 лет. Марина постаралась оградить своего талантливого мужа от любых бытовых проблем. За всю долгую совместную жизнь они ни разу серьёзно не поссорились. Друзья семьи вспоминают, что Марина взяла на себя решение всех бытовых вопросов, от покупки дефицитных продуктов и одежды до вызова сантехника.
Решение не заводить детей было обоюдным. Потом бывшая жена актёра жалела об этом. Но было уже поздно. Прожив 16 лет в браке, без выяснения отношений, очень спокойно, Александр Сергеевич собрал чемодан и ушёл из семьи.
Марина Денисовна Склярова замуж больше не вышла и хранила любовь к бывшему мужу до конца своих дней…
Александр Демьяненко был уже довольно зрелым мужчиной и состоявшимся актёром, когда встретил на Ленфильме Людмилу Акимовну, которая работала режиссёром дубляжа, хотя тоже имела актёрское образование. Эта женщина, стала второй женой артиста. Сначала они долго присматривались, у Людмилы был неудачный опыт замужества, а актёр состоял в законном браке. Ему было на тот момент 37 лет, а ей исполнилось 35.
Они прожили вместе вне зарегистрированного брака 12 лет. Марина Склярова, бывшая жена актёра тяжело переживала расставание и Александр Сергеевич не хотел ещё раз травмировать её процедурой развода.
Когда он получил свидетельство о расторжении брака, тут же заключил новый с Людмилой.
С этой женщиной он прожил всю оставшуюся жизнь также в любви и спокойствии. В доме не принято было говорить на повышенных тонах. Супруги могли вместе заниматься делами по хозяйству, а пылесосил в квартире Александр Сергеевич. Перфекционист по натуре, он любил, чтобы в доме было чисто и красиво.
Они любили семейный отдых. Несмотря на то, что шикарные круизы были им материально недоступны, семья выбиралась в поездки на море. А незадолго до своего ухода из жизни, Александр Сергеевич купил дачу, на которой не было грядок. Там члены семьи отдыхали, собирали грибы прямо на участке, пили чай и слушали музыку.
Почему у пары не было детей — это тайна и личная жизнь семьи, в которую Демьяненко никого не пускали. У Людмилы была дочь от первого брака, Анжелика, с которой у Александра Сергеевича сложились прекрасные отношения. Он с уважением произносил слово «падчерица», вкладывая в него глубокий смысл взрослого ответственного человека.
Падчерица Александра Демьяненко выросла в обстановке доверия, любви к искусству и стала заслуженной артисткой Российской Федерации Анжеликой Неволиной.
Вторая жена Александра Демьяненко пережила его не надолго, ушла из жизни в 2005 году.
Соболезнования
«С ним случился инфаркт, после которого его не спасли — то ли не смогли, то ли не успели. От такой болезни никто не застрахован: люди умирают от нее и в 25, и в 30 лет. Другое дело, что сердце начинает болеть, когда оно переполнено страданиями. И актеры в этом смысле находятся в особой группе риска». Александр Павловский, режиссер
«Ухода одного из самых ярких и популярных актеров советского кино почему-то почти не заметили ни пресса, ни телевидение — я не помню посвященных ему программ и некрологов. Зато на «Ленфильм», где проходила траурная церемония, выстроилась огромная очередь — люди пришли, чтобы попрощаться с любимым артистом». Михаил Светин, артист
«К Саше у меня сразу же возникла чисто человеческая симпатия, очень уж нетипичным актером он был — никогда не лез в разборки, не вступал в дрязги, которые, чего греха таить, часто возникают на площадке. Актеры, как правило, люди эмоциональные и вспыльчивые, а он был выдержанным, очень спокойным и доброжелательным». Наталья Крачковская, артистка
Тяжелое бремя славы
После выхода картины на большой экран Демьяненко стал не просто популярным актером, его узнавали на улице абсолютно все. Очереди в кассы на «Шурика» были длиннее, чем в Мавзолей. Люди бросались на актера и протягивали любые бумажки для автографа. Никто не звал его по имени или фамилии, для всех он был «Шуриком», парнем, которого можно позвать в пивную или похлопать по спине. Для Александра это было настоящим адом, он шарахался от толпы и старался меньше бывать на публике. Считал, что все эти люди лезут в его душу, кричал, что не хочет так жить, и мучился. Но от роли в «Кавказской пленнице» не отказался.
Два брака
В красавицу Марину Склярову Демьяненко влюбился еще в школе. Она была младше на два года, но ходила в один с ним драмкружок во Дворце пионеров. В качестве знаков внимания Саша дарил ей мягкие игрушки, которые та коллекционировала. Позже он привозил ей «плюшевых друзей» из заграничных командировок. Кое-кто из их о бщих знакомых уверяет: влюбленные тайно зарегистрировали свой брак сразу после о кончания школы, еще до отъезда Демьяненко в столицу. Так или иначе, но в Ленинграде, куда Марина приехала поступать в театральный, а Аклександр перебрался из Москвы, они стали жить как муж и жена.
Марина очень гордилась карьерой у мужа, тем более что её собственная не сложилась. Она работала театроведом, сотрудничала с ленинградским телевидением, но особых высот не достигла. Её вполне устраивала роль супруги известного артиста: об Александре Марина заботилась, как о ребенке, обеспечивая быт и уют. Ей даже пришлось сделать несколько абортов: Демьяненко детей не хотел — он сам много раз открыто заявлял об этом, в том числе в интервью.
С Мариной Александр прожил счастливо 16 лет. А в один из вечеров пришел домой, сложил в чемодан свою одежду и ушел, оставив все имущество супруге, 37-летний актер второйу раз в жизни влюбился. Его избранницей стала коллега по «Ленфильму» Людмила, ассистент отдела дубляжа. Они работали вместе, иногда обедали за одним столиком в кафе, а однажды Александр набрался мужества и сказал: «Можно я провожу вас до дома?»
Людмила была замужем, воспитывала дочь, которую Демьяненко позже удочерил. Она пошла по его стопам и стала актрисой, известной сегодня как Анжелика Неволина.
Знакомые утверждают: борьба за новое счастье далась Демьяненко нелегко — он чувствовал себя предателем и мучился угрызениями совести. Марина отпустила его легко, хотя очень любила — замуж она больше так и не вышла. А он всячески пытался загладить свою вину: поначалу навещал жену и приносил ей деньги, но каждый раз она отказывалась. Тогда Демьяненко просто стал оставлять купюру в почтовом ящике. Это казалось ему правильным, ведь в его паспорте все еще стоял штамп о браке.
Долгое время Александр не решался официально подать на развод, и они с Людмилой жили гражданским браком. Но когда он все же получил свидетельство о расторжении брака, то признался: словно гора с плеч упала.
На Александре была и забота о больной раком матери. Да и его новой семье требовалась квартира, затем ремонт и мебель, потом дача… Демьяненко крутился как мог, брался за любую работу, даже за ту, от которой ранее по идейным соображениям отказывался. Думал обо всех, кроме себя.
О его скромности до сих пор ходят легенды. Однажды во время гастролей в Тольятти «Шурика» лично пригласили на экскурсию в АвтоВАЗ. Директор сам провел актера по заводу, а затем показал новенькие «шестерки» и сказал: «Выбирай себе любую!» Не терпящий фамильярности Александр от «царского» подарка категорически отказался.
Демьяненко избегал любых светских мероприятий, фуршетов, вечеринок. Лучшим отдыхом для него была дача, где он любил лежать в гамаке и читать книгу. Но это бывало так редко! Актеру приходилось зарабатывать на жизнь, колеся по всей стране с творческими вечерами.
В 1991 году Демьяненко находился на гастролях в Киеве, когда ему присвоили звание народного артиста РСФСР. Об этом ему сообщила жена по телефону. А на следующий день перезвонила, чтобы расспросить, как о — ответил Демьяненко.
Шурик из фильмов Гайдая
Актер несколько лет не появлялся в Москве, поэтому когда начались первые пробы на главную роль в новый фильм Леонида Гайдая, о нем поначалу даже не вспомнили. Но Гайдай никак не мог подобрать подходящий типаж, хотя перебрал огромное количество актеров, среди которых были Виталий Соломин, Сергей Никоненко, Евгений Жариков, Владимир Коренев, Валерий Носик, Всеволод Абдулов, Александр Збруев, Андрей Миронов и даже Евгений Петросян.
Александр Демьяненко в «Операции „Ы“»
Режиссер хотел сделать главного героя похожим на себя, и когда он увидел Демьяненко в фильме «Карьера Димы Горина», лично поехал к нему в Ленинград. Прочитав сценарий будущей комедии с рабочим названием «Несерьезные истории», Демьяненко дал свое согласие на съемки, еще не понимая, как эта роль изменит всю его жизнь.
Для роли Шурика Демьяненко перекрасили в блондина
Гайдай был счастлив, что наконец-то нашел походящего актера, и незамедлительно приступил к съемкам. Чтобы добиться еще большего сходства, он перекрасил Александра в блондина и даже отдал ему свои очки в огромной роговой оправе. По сценарию героя сначала звали Владик, но чтобы не было никаких ненужных ассоциаций (Владлен – Владимир Ленин), его переименовали в Шурика. Со временем изменилось и название картины, и в 1965 году на экраны вышла комедия «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
Леонид Гайдай и Александр Демьяненко
Успех был феноменальный – лента стала лидером проката, за год ее посмотрели 70 миллионов человек. На исполнителей главных ролей свалилась небывалая популярность, а фильм был разобран на цитаты и крылатые фразы, ставшие народным фольклором. К Демьяненко обращались исключительно как к Шурику, все хотели с ним выпить и панибратски потрепать по плечу. У замкнутого и малообщительного актера проявление народной любви вызывало глубочайший стресс. Он старался без острой необходимости не выходить из дома, прятал лицо за огромными солнцезащитными очками и избегал публичных мероприятий.
Кадр из фильма «Взрослые дети» (1966)
Воодушевленный небывалым успехом, Гайдай тут же приступил к съемкам продолжения. В 1967 году на экраны вышла «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» – очередной киношедевр, пополнивший золотую коллекцию Госфильмофонда. В историю советского кинематографа картина вошла как самая кассовая – ее посмотрели 76 миллионов зрителей. Как и в случае с «Операцией «Ы», фильм с Натальей Варлей был разобран на цитаты, а его персонажи стали всенародными любимцами.
Александр Демьяненко и Наталья Варлей
Но для Демьяненко этот фантастический успех неожиданно стал крахом дальнейшей карьеры. Актера перестали приглашать в другие проекты – режиссеры попросту боялись, что зрители будут по-прежнему ассоциировать его с Шуриком. Александру Сергеевичу предлагали только эпизоды, а он мечтал о серьезной роли, которая заставит зрителей посмотреть на него другими глазами. И в 1969 году такая возможность представилась – Демьяненко сыграл приказчика Илью Сохатых в киноэпопее «Угрюм-река». Он был очень доволен своей работой, но больше таких глубоких драматических ролей в его творческой биографии не случилось. Александр Демьяненко в роли Ильи Сохатых («Угрюм-река») В 1973 году Гайдай задумал снять комедию по мотивам булгаковской пьесы «Иван Васильевич». В процессе работы над сценарием родилась идея снова использовать образ Шурика, сделав из смешного и нелепого студента изобретателя Александра Сергеевича Тимофеева. Демьяненко без особого восторга принял это предложение, но выбирать уже не приходилось – все ж лучше, чем сидеть без работы. Гайдай видел, что происходит с актером, и в какой-то степени чувствовал свою вину в сложившейся ситуации. Он решил, что «Иван Васильевич» поставит финальную точку в затянувшейся эпопее с Шуриком и станет ее логическим завершением.
На съемках фильма «Иван Васильевич меняет профессию»
Картина уже традиционно стала лидером проката – за год ее посмотрели больше 60 миллионов зрителей. Это было последнее триумфальное появление Демьяненко на большом экране – с тех пор он мелькал только на второстепенных ролях и в эпизодах, хотя снимался довольно много.
Фильмы
После успешного кинодебюта, Демьяненко продолжил получать роли в кино. В 1959 г. он преобразился в Генку в фильме «Все начинается с дороги», где также снимались Нонна Мордюкова и Тамара Семина. Затем он сыграл главных персонажей в комедиях «Карьера Димы Горина», «Взрослые дети» и «Каин 18».
При этом, Александр нередко получал серьезные роли. К примеру, в драме «Мир входящему» (1961), он блестяще сыграл юного лейтенанта Ивлева, которому предстояло выполнить ответственное задание. Интересен факт, что на XXII МКФ в Венеции эта картина удостоилась спецприза жюри, за лучшую режиссерскую работу, и «Кубка Пазинетти».
В последующие годы биографии Демьяненко продолжал играть ключевых персонажей в мелодрамах, комедиях, приключенческих и военных лентах. Настоящее признание пришло к нему в 1965 г., когда он впервые появился в образе Шурика в культовом фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».
Стоит отметить, что Леонид Гайдай отказал более 40 претендентам на эту роль, и только в Александре увидел того, кто ему нужен. Режиссер настаивал, чтобы Шурик был блондином, в связи с чем гримеры начали беспощадно освещать черные волосы Демьяненко.
Пытаясь достичь наилучшего эффекта, стилисты выжгли волосы артиста до такой степени, что его кожа покрылась волдырями. «Операция «Ы» имела фантастический успех, вследствие чего стала лидером проката в 1965 г. – 69,6 млн зрителей.
Гайдай получал тысячи писем от телезрителей, которые требовали продолжения истории. В итоге, через пару лет состоялась премьера «Кавказской пленницы», которая получила не меньшую популярность. За Александром Демьяненко окончательно закрепился образ «Шурика», отличавшегося рассеяностью, добротой и природным обаянием.
Однако такая всенародная любовь, далеко не всегда вызывала у Демьяненко положительные эмоции. Он стал заложником одного образа, что крайне сильно обижало его. Будучи по своей натуре весьма замкнутым и рассудительным человеком актер раздражался, когда все хотели к нему приблизиться и поговорить с ним.
Нередко Александру Сергеевичу не давали серьезных ролей только потому, что зритель воспринимал его как незадачливого «Шурика». В 1973 г. Леонид Гайдай представил свой очередной киношедевр – «Иван Васильевич меняет профессию», в котором Демьяненко снова сыграл «очкарика».
Позднее Демьяненко неоднократно жаловался, что все вспоминают только одну эту роль, сыграть которую ему не стоило никаких усилий. При этом серьезных работ в кинолентах «Мир входящему», «Мой добрый папа» и «Угрюм-река» никто не вспоминал.
С каждым днем всесоюзная слава и ажиотаж, который складывался вокруг его персоны, сильно досаждали Александру Демьяненко. Ему не давали прохода на улице, хлопали по плечу и обращались к нему как к легкомысленному юноше.
Александр Демьяненко в фильме «Операция Ы»
Хотя мужчина продолжал появляться в фильмах, он играл преимущественно второстепенных героев и все из-за «Шурика». Одно время ему пришлось посещать встречи со зрителями, поскольку они приносили хоть какую-то прибыль. В данный период биографии он активно занимался дубляжом отечественных и зарубежных картин.
За свою карьеру Демьяненко озвучил около 70 фильмов и мультфильмов, достигнув в этой области киноискусства большого мастерства. И все же, в 80-90-х годах ему удалось сыграть несколько главных ролей в «серьезном» кино: «Пропавшие среди живых», «Баллада о старом оружии», «Потерпевший» и др.
В 1995 г. Александр Сергеевич появился в комедийном сериале «Клубничка», который считается одним из первых ситкомов в России. Последним фильмом в его творческой биографии стала короткометражная лента «Содержанка», в которой он сыграл композитора.
Тяжелое бремя славы
После выхода картины на большой экран Демьяненко стал не просто популярным актером, его узнавали на улице абсолютно все. Очереди в кассы на «Шурика» были длиннее, чем в Мавзолей. Люди бросались на актера и протягивали любые бумажки для автографа. Никто не звал его по имени или фамилии, для всех он был «Шуриком», парнем, которого можно позвать в пивную или похлопать по спине. Для Александра это было настоящим адом, он шарахался от толпы и старался меньше бывать на публике. Считал, что все эти люди лезут в его душу, кричал, что не хочет так жить, и мучился. Но от роли в «Кавказской пленнице» не отказался.
Биография Александра Демьяненко
Александр Демьяненко – популярный советский актер, легендарный Шурик из гайдаевских комедий, которого знала и любила вся страна. Эта роль, в одночасье сделавшая его знаменитым, стала для него настоящим проклятием. Демьяненко до последних дней так и остался незадачливым и смешным студентом Шуриком, хотя имел за плечами огромный багаж из других ролей.
На фото: Александр Демьяненко
Но еще больше он жалел о несыгранных, которые выходили за рамки намертво прилепившегося к нему образа. Демьяненко так и не удалось реализоваться как глубокому разноплановому актеру, что стало для Александра Сергеевича огромной жизненной трагедией.
https://youtube.com/watch?v=qjPGQfSu3LE
https://youtube.com/watch?v=PCLVHluGSlY
Краткая биография
Александр Сергеевич Демьяненко родился 30 мая 1937 г. в Свердловске (Екатеринбург). За свою творческую биографию снялся более чем в 100 художественных картинах, занимался озвучиванием советских и иностранных мультиков и фильмов. В 1991 г. получил звание Народного артиста РСФСР.
Получение образования
В семье Демьяненко считалось, что будущее мальчика предопределено с рождения. Отец занимал должность режиссёра свердловского оперного театра. Ещё одним подарком судьбы была выездная приёмная комиссия московского МХАТА, приехавшая в Свердловск год его выпуска из школы.
Чтать также: Как снять тяжелое похмелье в домашних условиях
Однако на этом везение будущего Шурика закончилось, талантливый парень не сдаёт вступительный экзамен из-за того, что сильно переволновался. Чтобы не терять времени, предпринимает попытку поступления в юридический, она заканчивается успешно. Саша становится студентом. Но после 6-месячного обучения понимает, что юриспруденция не является его призванием, и бросает учёбу.
В следующем году приезжает в столицу, где успешно сдаёт экзамен в Щукинское и ГИТИС. Предпочтение отдаёт последнему, попадая в группу профессора И. Раевского. В 1959 г. оканчивает обучение, зачисляется в штат Московского академического театра имени Маяковского.
Переезд в Ленинград
Спустя 3 года молодой перспективный актёр, уже «засветившийся» в картинах «Мир восходящему», «Карьера Димы Горина» и ряде других фильмов, получает интересное предложение от Ленфильма. Оно заключалось в сотрудничестве с этой киностудией и предоставлением квартиры. Молодой человек принимает предложение и перебирается в северную столицу.
Рождение Шурика
Рост популярности Демьяненко был впечатляющим ещё до работ с Гайдаем. Его фотографии можно было встретить на открытках в киосках «Союзпечати». Именитому кинорежиссёру был нужен застенчивый, робкий парень – студент, которого он и увидел в лице Александра.
Персонаж Шурика в их первой совместной комедии затмил героев того времени: Вицина, Моргунова и Никулина. Оглушительный успех «Операции Ы…» стал причиной того, что спустя 2 года после премьеры выходит продолжение комедии «Кавказская пленница», а в следующем году зритель видит уже повзрослевшего героя, который изобретает машину времени.
Герой одной роли?
Ошеломляющий успех комедий о приключениях Шурика позволили актёру почувствовать на себе всенародную популярность. Его узнавали прохожие, на двери машины нацарапали имя «Шурик»
Усиленное внимание окрыляло артиста. Казалось, вот она популярность, теперь предложения от режиссёров должны посыпаться одни за другим
Но этого не произошло.
Именно с этого момента начинается угасание киношной биографии Александра Демьяненко. Хотя он продолжал сниматься, часто получая главные роли, зритель ждал от него не этого. В начале фильма, когда народный любимец появлялся на экране, ожидалось, что это снова будет уморительная комедия, но в большинстве случаев это были серьёзные, драматические картины. Со временем он стал всё реже появляться на экранах, всё больше внимания уделял дубляжу. Однако он не перестал сниматься полностью. Всего в его фильмографии насчитывается около 100 работ.
Таблица 1. Избранная фильмография А. С. Демьяненко
Название фильма | Персонаж | Год выхода на экран |
Карьера Димы Горина | Горин | 1961 |
Мир восходящему | Ивлев | 1961 |
Операция «Ы»… | Шурик | 1965 |
Кавказская пленница… | Шурик | 1967 |
Угрюм-река | Илья | 1969 |
Миссия в Кабуле | Смыков | 1970 |
Иван Васильевич меняет профессию | Александр | 1973 |
Всё решает мгновение | Мартынов | 1978 |
Лиха беда начало | Семёнов | 1985 |
Семь сорок | Виктор Павлович | 1992 |
Два брака
Знакомство с первой женой, Мариной Скляровой произошло ещё на родине, в Свердловске. По рассказам друзей и коллег их отношения казались безупречными. Единственное, чего не хватало в их браке – это дети. После пятнадцатой годовщины свадьбы Александр молча пришёл домой, сложил личные вещи в небольшой чемоданчик и ушел к другой женщине, с которой прожил до самой смерти.
Его выбор пал на Людмилу Неволину, работавшую режиссёром дубляжа на Ленфильме. Женщина воспитывала дочь, оставшуюся после первого брака, с ней у Александра сложились тёплые отношения. Общих детей у пары так и не появилось.
Застенчивый и интеллигентный, Александр Демьяненко в жизни являлся практически точной копией главного героя своей жизни. Большим шумным компаниям предпочитал спокойствие и уединение. Ему нравилось читать книги, слушать композиции из классической музыки. 30 мая он мог бы отметить свой очередной юбилей, к сожалению, не смог перенести очередной приступ болезни.
Семья и дети Александра Демьяненко
Александр Сергеевич был немногословным человеком. Он молча собрал чемодан, уходя от первой супруги.
Бывшая жена Александра Демьяненко – Марина Склярова
С Мариной актер познакомился, когда занимался в драматическом кружке в Свердловске. Александр прожил с ней 16 лет. После школы Склярова стала студенткой театроведческого факультета ЛГИТМиК. Детей у пары не было. В молодости Марина несколько раз искусственно прерывала беременность, после чего не смогла больше родить.
Все бытовые и хозяйственные вопросы Скляровой приходилось решать самостоятельно. Александр был неприспособлен к быту.
Только Склярова знает, как пережила тот день, когда Демьяненко пришел домой с работы, собрал свои вещи в небольшой чемодан, сказал, что уходит к другой. На протяжении всей совместной жизни между супругами не было ссор, они часто ходили по улице, взявшись за руки. Женщина больше не вышла замуж.
Марина жила надеждой, что бывший супруг одумается и вернется к ней
Жена Александра Демьяненко – Людмила
Второй избранницей артиста стала Людмила. Она трудилась ассистентом режиссера дубляжа на киностудии «Ленфильм». Для обоих это был второй брак. От предыдущих отношений у Людмилы росла дочь Анжелика. Актер быстро нашел общий язык с падчерицей.
Со второй женой актер длительное время был в приятельских отношениях. Он долго не решался признаться девушке, что она дорога его сердцу. Однажды в кафе Людмила пошутила, что Демьяненко такой грустный, потому что в кого-то влюблен. Тогда артист нашел в себе силы признаться в своих чувствах. В тот же день он ушел от первой супруги.
Людмила и Александр 12 лет прожили в гражданском браке. Актер не хотел ходить по судам, поэтому длительное время не подавал заявления на развод. Через несколько дней после расторжения брака с Мариной Демьяненко женился на избраннице.
С Людмилой Александр прожил до самой смерти, семейный стаж супругов составил 23 года
Приемная дочь Анжелика
Анжелика с ранних лет мечтала стать актрисой. В 1983 г. получила диплом об окончании театрального вуза. С 1988 г. состоит в труппе Малого драматического театра под управлением Льва Додина.
Широкой публике Анжелика Неволина известна по роли машинистки Васнецовой в экранизации повести М. Булгакова «Собачье сердце». Актриса часто работает над озвучиванием иностранных фильмов.
В 2009 г. Анжелике Неволиной присвоено звание Заслуженной артистки РФ