Содержание
История метода
Родоначальник гештальт-терапии Фредерик С. Перлз получил классическое психоаналитическое медицинское образование в Европе. В 1942 г. после многолетней клинической практики он опубликовал книгу «Эго, голод и агрессия», заложившую основу психотерапевтическому направлению, во многом альтернативному психоанализу. После окончания Второй мировой войны Ф. Перлз приезжает в Нью-Йорк и в начале 50-х годов, объединившись со своими единомышленниками — Л. Перлз, П. Гудменом, П. Фромом и другими, создает первый Институт гештальт-терапии. Через десять лет гештальт-терапия начинает свое триумфальное шествие по всей Америке: в Кливленде, в Калифорнии открываются новые центры и институты. После смерти Перлза в 1970 г. расцвет гештальт-терапии продолжается. В Европе она получила новое развитие, встретившись со своими культурными корнями — психоанализом, экзистенциализмом, феноменологией и т. д.
В России отдельные приемы гештальт-терапии, безусловно, уже давно применялись в клинической и психологической практике, однако началом развития гештальта как полноценного метода, по-видимому, можно считать конец 80-х годов, когда в Москве С. Паппе и В. Шлей (сотрудники Гамбургского института Ф. Перлза) начали долгосрочное систематическое обучение психотерапевтов и психологов. Затем оно было продолжено благодаря усилиям Французского гештальт-института под руководством Ж. М. Рабина, а потом уже — Парижской школой гештальта (С. Гингер), Лос-Анджелесским объединением гештальт-тренеров (Б. Резник и др.).
Сегодня этот метод завоевал в России прочную популярность. Только в Москве существуют три международно признанных центра гештальт-терапии: Московский институт гештальта и психодрамы, Московский гештальт-институт, Московский институт гештальта и консультирования. А еще такие центры действуют в Санкт-Петербурге, Риге, Воронеже, Киеве, Минске, Алматы, Караганде, Красноярске, Новосибирске, Екатеринбурге, Томске, Таганроге, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде и других городах.
Гештальт-терапия доказала свою эффективность как в психотерапии, так и в других областях психологической практики: в сфере бизнеса, образования, психологического консультирования и пр.
В чём заключается роль гештальт-терапевта?
- Отвечает за конфиденциальность той информации, которую ему предоставляет клиент.
- Выстраивает доверительные безопасные отношения, чтобы можно было открываться и погружаться в работу.
- Отвечает за организацию процесса терапии и за сам процесс. Если клиент не захочет использовать полученные знания и навыки в своей жизни, то за это терапевт не несёт ответственности.
- Наблюдает за телом, позой, жестами, мимикой, чувствами, эмоциями, словами клиента и за своими собственными, анализирует это и планирует дальнейшую работу.
- Поддержка и сопровождение клиента на пути исследования себя.
- Выявление феноменов и возвращение их клиенту
Основные положения гештальт-терапии
Гештальт-терапия — это продолжение гештальт-психологии. Ее открыл Фриц Перлз в 1940-х годах. Перлз сначала учился на психоаналитика, а потом увлекся популярной в то время гештальт-психологией, которая изучала восприятие. Ее идея была в том, что любой образ стремится к завершению. Gestalt — с немецкого языка переводится как «образ». Давайте подробнее поговорим о том, что это такое.
Что такое гештальт
Психологи заметили, что наш мозг всегда стремится распознавать целостные, завершенные образы. Пример: если показать человеку незаконченный рисунок из разрозненных элементов — он будет видеть в нем целостные фигуры. Это и называется «гештальтом».
Вы можете видеть на первой картинке белый круг, на второй — квадрат, а на третьей — треугольник, хотя на самом деле это всего лишь комбинация разных других фигур.
В гештальт-терапии гештальт — это некая незавершенная ситуация, которая продолжает давить на человека. Ситуация может «не завершиться» из-за того, что не были проговорены мысли и эмоции, которые человек испытывал в процессе. Даже если физически все закончилось (например, отношения разорвались) — психологически незавершенность будет давить.
Осознанность, актуальность, ответственность
Когда клиент работает над ситуацией вместе с терапевтом, говорит о своих переживаниях — происходит осознавание. В дальнейшем клиенту нужно стремиться к осознанности во всем, что он делает. Это — главное условие счастливой жизни, согласно положениям гештальт-терапии.
На гештальт-терапии важно возвращаться в ощущение «здесь и сейчас». В прошлом какие-то вещи могли ранить нас, но здесь и сейчас они не причинят нам вреда, мы можем быть свободны от них
С этим связано понятие актуальности — работать только с теми вещами, которые волнуют клиента и происходят с ним в данный период.
Чтобы жить действительно свободно, нужно брать ответственность за свои решения. Когда мы ответственны за свою жизнь, мы всегда можем исправить в ней что-то сами. Нам не нужно ждать разрешения или одобрения других людей.
Что это такое
Под данной терапией стоит понимать метод практической психологии. Механизмы гештальт-терапии направлены на анализ и осознание человеком всего подавленного, невысказанного и незавершенного в жизни, что в дальнейшем способствует гармонизации личности и избавлению от проблем. В процессе работы специалист помогает клиенту “извлечь” из подсознания те чувства, мысли, образы и воспоминания, которые «тянут» человека вниз и мешают полноценной жизни. Этот метод практической психологии направлен на выявление, анализ и устранение тех проблем и ситуаций, которые находятся глубоко в подсознании. Психотерапевт или психолог помогают пациенту научиться понимать мотивы своих поступков и желаний.
Упражнения
Индивидуальные или групповые занятия с гештальт-терапевтом позволяют шаг за шагом «обнажить» эмоциональные «шлаки» в подсознании клиентов, привести их к осознанию проблемной ситуации, научить проявлять себя согласно внутренним порывам и жить в гармонии со своим организмом.
В начале терапии используются упражнения, направленные на фокусировку чувств и их рефлексию, затем используются техники высвобождения негативных эмоций
Врач осуществляет общее руководство процессом формирования гештальта, он заостряет внимание пациентов на проблемных моментах, поощряя осознание необходимости свободного выражения своих эмоций
Примеры упражнений:
1. «Горячий стул». Клиент садиться в центр группы (на тренингах обычно участники сидят по кругу) и ему предлагается рассказать о том, что его беспокоит. После диалога с пациентом на «горячем стуле» тренер просит выразить чувства и ощущения других участников. Все они должны побывать в центре круга.
2. Осознание. Здесь пациенты рассказывают об ощущениях и мыслях в настоящий момент.
3. Усиление телесных проявлений во время занятий. Любые невербальные жесты участников тренинга терапевт просит утрировать, например, постукивание пальцев превратить в «барабанную» дробь.
4. Челночное движение. Нагнетание фона к фигуре. Если клиент сообщает об одиночестве, терапевт старается максимально негативно «окрасить» фон, т.е. делает акцент на телесных проявлениях (дрожи, сжимании рук или ног и т.д.).
5. «Пустой стул». В этом упражнении на стуле в центре пациенты ведут диалог не с реальным человеком, а с воображаемым, умершим или самим собой.
6. Совершение кругов. Все члены группы по кругу высказываются друг друге.
Способы жить
Нет задачи скорее прийти к «правильному» образу жизни или поведения. Есть задача понять, как человек сейчас организует свою жизнь. В этом для меня важная особенность гештальта – любой способ жить, даже самый странный и парадоксальный, рассматривается как лучшее, что когда-то было придумано человеком, чтобы справиться со своей жизненной проблемой. Поэтому вопрос ставится не «как поменять?» а скорее «как это работает и какую пользу приносит?» Все имеющиеся способы жить и справляться с трудностями жизни аккуратно и бережно осознаются, проверяются на пригодность в тех или иных ситуациях, подвергаются сомнению…
Любопытно, что привычные способы жить проявляются независимо от темы разговора. Сильные и неудовлетворённые желания или потребности буквально прорываются наружу через телесные проявления, позу, мимику, жесты. Через стиль и способ разговора, тон голоса, манеру поведения. Главное – уметь видеть, где разбалансировка «тело–мысли–чувства» усиливается.
Как устроена наша программа?
Общие сведения.
Данная программа является единой программой профессионального тренинга гештальт-терапевтов (1+2 ступень), которая проводится в течение 3,5 лет.
Гештальт-терапевтом по нормам ЕАGT считается человек, который кроме базового образования прошел не менее 600 часов тренинга по гештальт — терапии, не менее 150 часов личной терапии и 150 часов работы под супервидением.
Наш подход к обучению индивидуален:
- в учебной группе не более 18 человек,
- к каждому студенту у ведущих свой подход,
и универсален:
- те, кто учатся для развития практики, приобретают инструменты работы и анализа из живой и реальной групповой работы,
- те, кто учатся для себя, получают новые осознавания и новый опыт.
Уровень Вашей подготовки, наличие или отсутствие клиентской практики, желание учиться только для себя или для работы – все это важно, но не определяет то, как Вы сможете начать строить новые отношения в новом пространстве под названием «Гештальт-терапия». Для получения сертификата: Законченное или незаконченное высшее образование в области психологии, медицины, социальной работы, педагогики со специализацией в области психологии и выполнение всех требований МИГТиК
Для получения сертификата: Законченное или незаконченное высшее образование в области психологии, медицины, социальной работы, педагогики со специализацией в области психологии и выполнение всех требований МИГТиК.
Для получения диплома: любое высшее образование и выполнение всех требований МИГТиК.
Программа «Теория и практика гештальт-терапии» в МИГТиК включает:
600 академических часов профессионального тренинга (320 часов тематических групповых сессий программы, 80 часов терапевтического практикума, 130 часов работы на интенсивах, 30 часов участия в конференции, 40 часов тематических спецкурсов).
17 трехдневок по 25 ак.часов. Стоимость одной трехдневки — 8000 — 25 ак.часов ().
ПЯТЬ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ (Автобиография, Тематический реферат, три практических реферата).
ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА.
Работа в малых группах (60 часов в клиентской позиции).
ЛИЧНАЯ ТЕРАПИЯ. 60 часов у одного из рекомендованных гештальт-терапевтов (может быть включено 9 часов индивидуальной терапии на интенсиве).
Два интенсива и одна конференция.
150 академических часов супервидения (80 часов работы в регулярной супервизорской группе, 27 часов — в интенсивной супервизорской группе, 27 часов — в рамках сертификационной сессии, 11 часов персонального супервидения на летнем интенсиве, 5 часов индивидуального супервидения).
При успешном завершении программы выдается ДИПЛОМ Гештальт-терапевта с указанием количества часов и основных тем, составляющих программу и сертификат, соответствующий нормам EAGT.
Как закрыть гештальт?
Целостным может быть восприятие не только треугольников или кнопок на экране, но и жизненных ситуаций. Сложные поведенческие реакции тоже работают по законам гештальта
На этом построена гештальт-терапия, которую важно не путать с гештальтпсихологией. Чаще всего о гештальте говорят в контексте того, закрыт он или не закрыт
Так вот, здесь речь именно о терапевтическом подходе.
Основатель гештальт-терапии Фредерик Пёрлз расширил идеи гештальтпсихологов с когнитивных процессов до миропонимания. Холистична вся наша психика — она саморегулируется и стремится к целостности.
В каждый отдельный момент какая-то наша потребность выходит на передний план и становится фигурой на фоне.
Когда потребность удовлетворена, когда ситуация доведена до логического завершения, гештальт закрывается.
Дальше ее сменяет другая потребность, и так на протяжении всей жизни.
Эта механика работает на всех уровнях одновременно — от естественных нужд до глобальных планов на жизнь. Голод, жажду или поход в туалет долго откладывать не получится, и потребность придется удовлетворить. С недочитанной книгой, недосмотренным сериалом или недоделанным делом процесс может затянуться, а, например, с неразделенной любовью или конфликтом с родителями и вовсе никогда не закончиться.
Неудовлетворенные потребности создают своего рода напряжение и перетягивают на себя ресурсы организма, в частности память. Поэтому о незавершенных ситуациях мы помним гораздо лучше. Эта особенность нашего восприятия получила название «эффект Зейгарник»
Советская психолог Блюма Зейгарник обратила внимание, что официанты отлично помнят текущие заказы и быстро забывают уже оплаченные. Впоследствии она экспериментально показала, что незавершенные действия люди не только лучше помнят, но и стремятся воспроизвести
«Пустой стул» — одна из основных техник в гештальт-терапии. Описана Фредериком Пёрлзом
Бывают незавершенные ситуации, которые длятся слишком долго, годами и десятилетиями. Иногда ситуации нельзя завершить в реальности, как например, конфликт с давно умершим родителем. Такие незакрытые гештальты разрушительно влияют на психику и могут приводить к серьезным проблемам. В таких случаях и нужны гештальт-терапевты.
Гештальт-терапия — это терапия ситуаций. Сам подход во многом ориентирован на чувства и эмоции человека, на их телесные проявления. Гештальт-терапевт помогает понять, какую потребность человек стремится удовлетворить, как она проявляется на разных «этажах» психики и придумать ей завершение — закрыть гештальт.
(методы и техники работы с неврозом в гештальт-подходе)
А сейчас мы будем приоткрывать для вас секреты кухни работы психотерапевта. Конечно, процесс психотерапии целостен и далеко не всегда поддаётся препарированию, но всё же некоторые принципы, которые «работают» с невротическими расстройствами, рассмотреть можно.
Гештальт-терапия очень успешно справляется с неврозами. Большинство техник направлены на постепенное прохождение слоёв невроза к аутентичному существованию.
Цель гештальт-терапии состоит в том, чтобы:
- снять блокирование и стимулировать развитие;
- создать цель и внутренний источник опоры;
- создать контакт с собой и с окружением;
- обогащать осознавание установок и способов поведения прошлого и настоящего;
- развить готовность клиента к принятию решений и действий, т.е. достичь эмоционального и интеллектуального прояснения, приводящего к интеграции личности.
Для справки:
Невротическая личность: опирается на среду, ищет поддержку окружающего мира, манипулирует другими для удовлетворения своих потребностей. Такие люди не способны (или не желают) рисковать, надолго берут на себя защитную роль «беспомощного», «маленького» или «дурачка».
Зрелая личность: ищет источники поддержки в самой себе, уверенно идет по пути удовлетворения своих потребностей (формирование гештальта), адекватный процесс контактов со средой и отходов.
Зрелость наступает, когда человек мобилизует свои ресурсы для преодоления фрустрации и страха, возникающих из-за отсутствия поддержки со стороны окружающих. Если личность всё же не может воспользоваться поддержкой окружающих или найти опору в себе самой, то такая ситуация называется тупиковой. Зрелость состоит в умении рисковать, чтобы выбраться из тупика.
Отец гештальт-терапии Фредерик Перлз считал, что невроз состоит из 5 уровней (слоев), через которые должен проходить процесс терапии на пути к зрелости, принятию ответственности за самого себя, открытию клиентом своей истинной индивидуальности.
Первый уровень – уровень «фальшивых отношений», клише, игр и ролей. Человек стремится стать тем, кем он нафантазировал себя в детстве или интроецировал послания близких людей и общества, а не самим собой.
Второй уровень – фобический, искусственный. Человек начинает осознавать своё «фальшивое» поведение, но боится быть тем, кем он является. Ему страшно, что общество осудит его.
Третий уровень – тупик, безвыходное положение. Человек переживает чувство потерянности и пустоты, так как уже не играет несвойственные ему роли, не притворяется перед самим собой и другими. Он переживает утрату поддержки извне, но еще не готов или не хочет использовать собственные ресурсы.
Четвертый уровень – внутренний взрыв. После перехода через тупик, человек может испытывать страх смерти или даже чувствовать, что умирает, возникает чувство большого напряжения и оцепенения, появляется убеждение, что вот-вот должно случиться что-то страшное.
Пятый уровень – внешний взрыв. Тут происходит рождение аутентичной личности, которая обретает способность к переживанию и выражению своих эмоций. Глубокое и интенсивное эмоциональное переживание приносит облегчение и возвращает эмоциональное равновесие.
При неврозе человек не может удовлетворить свои потребности, достичь целей, делает то, что ему неполезно и не делает то, что ему важно. Процесс саморегуляции у него неэффективен
При работе с неврозами терапевт создает условия эксперимента, в которых пациент сам находит, что для него полезно, что вредно. Это одна из важных отличительных черт подхода.
Гештальт-терапевт предлагает пациенту разнообразные игры и упражнения, которые способствуют более непосредственной конфронтации со значимым содержанием и переживаниями, а также предоставляет возможность экспериментирования с самим собой и другими участниками группы. В процессе игр пациенты «примеряют» различные роли, входят в разные образы, отождествляются со значимыми чувствами и переживаниями, отчужденными частями личности и интроектами.
Что даст осознавание?
Во-первых, более глубокую и реальную связь с жизнью. Усиливая осознавание того, что происходит со мной сейчас, я начинаю ощущать тепло солнечных лучей, проникающих сквозь заиндевевшее оконное стекло, легкое прикосновение к лицу прохладного ветерка, блуждающего по комнатам, собственные приятные эмоциональные переживания. Я «возвращаюсь» к контакту с самим собой и окружающим меня миром.
«Возвращаюсь», потому что обычно, в суете жизни, в воспоминаниях о прошлых незавершенных делах или в мыслях о том, что мне предстоит сделать в будущем, я пробегаю мимо многообразия мироощущения в конкретный настоящий момент времени.
Поэтому, прежде всего, гештальт-терапия это не лечение, а оздоровление психической жизни, возвращение человеческого «я» к полноте жизни, к радости существования.
Во-вторых, осознавание может приносить и исцеление
Ведь фокусируя свое внимание на ощущениях в собственном теле или своих эмоциональных состояниях, я начинаю замечать и болезненные «занозы», которые остались после недавней ссоры с родителями, или в результате напряженной ситуации на работе, или из-за неудачи в любовных отношениях
Привычно отвечая на вопрос «Как дела?» уклончивым «Нормально…», многие люди перестают замечать, как постепенно накапливаются неотреагированные вовремя негативные переживания, нарастает напряжение от стрессовых состояний организма… А накопленный годами эмоциональный груз, как известно, дает о себе знать: «что-то стало барахлить сердце… я стал на все раздражаться — на детей, на жену, на сотрудников».
Поэтому навык осознавания полезен и для профилактики негативных телесно-эмоциональных состояний, и как средство психотерапевтического лечения самых различных недугов.
Вместо теории
Как психотерапевтическое направление с приличным стажем (более 50 лет), гештальт-терапия обзавелась солидной теоретической базой. Попробую представить ее в виде относительно простых положений, тем более, что сам Перлз весьма неодобрительно отзывался о чрезмерной страсти к теоретизированию, отдавая предпочтение описанию конкретной практики.
Человеческий организм живет благодаря своей целостности. Целостность тела — органы тела взаимосвязаны между собой целостными функциональными системами: система пищеварения, система кровоснабжения. Само слово «гештальт» в переводе с немецкого означает «целостная структура». Целостность психики — единство ощущений, чувств, мыслей; единство эмоционального и рационального, единство души и тела. Нарушение целостности приводит к нарушению саморегуляции человеческого организма как живой системы. Итак, гештальт-терапия — это восстановление целостности организма.
В чем сущность человека? В его человеческих потребностях — потребностях в общении, признании, уважении, любви… Целостность потребности — в ее динамичном цикле: потребность возникает, растет, находит то, в чем нуждается человек, и, удовлетворившись, успокаивается… Если потребности естественным образом удовлетворяются человеком, то все нормально, целостность сохранена. А если нет? Если человек каким-то образом прерывает, останавливает важные для себя потребности? Гештальт-терапия помогает осознавать, каким образом человек разрушает естественное развитие своих потребностей, и тогда он ищет другие способы поведения, взаимодействия с окружающими людьми: «Может, что-то нужно изменить в себе или в ситуации?»
Вот, в общем-то, и вся теория. А достоинство хорошей теории, как известно, в ее практичности. Практичность гештальт-терапии заключается в том, что способы, «с помощью» которых мы обычно прерываем удовлетворение своих же потребностей, достаточно четко описаны и могут быть осознаны даже ребенком.
Что нужно знать о гештальтах
- Гештальт — это целостный образ, создаваемый нашим восприятием. Изображение, лицо человека, мелодию или абстрактную идею мы воспринимаем сразу и целиком.
- Гештальтпсихология еще в начале XX века описала многие особенности нашего восприятия. К примеру, как мы группируем объекты, которые похожи друг на друга или просто близко расположены. Сегодня эти правила активно применяются в дизайне и искусстве.
- В XXI веке к идее гештальта вновь прикован интерес — на этот раз в контексте исследований мозга. Гештальт в широком смысле показывает, как мозг создает модель мира. Через нейронные цепочки обратных связей мозг постоянно сравнивает предсказания с реальностью. Обновление модели реальности и рождает гештальт. Благодаря этому мы воспринимаем мир единым и целостным, а не как хаотичный набор стимулов.
- Гештальт-терапия — это тоже про целостное восприятие мира и контакт со средой. Только здесь речь не о нейронных контурах, а о психике, поведении и потребностях. Человеческая психика стремится к целостности, равновесию, но для этого ей постоянно нужно удовлетворять потребности и вступать в контакт со средой. Когда потребность (какая угодно — от похода в туалет до реализации многолетнего плана) удовлетворена, говорят, что гештальт закрыт.
Принципы
Перед тем как приступить к изучению техник, необходимо понять принципы гештальт-терапии, на которых они основаны. В данном направлении важным звеном является взаимодействие человека с окружающей средой. То есть, если какой-то фактор мешает жить полноценной жизнью, то это должно подлежать изменению. Основные принципы терапии звучат так:
- Каждый сам выбирает свое окружение, в котором ему должно быть комфортно.
- Цели будут достижимы только в том случае, если они собственные, а не навязанные обществом.
- Человеку необходимо стремиться к духовному балансу и эмоциональному равновесию.
Что это такое?
Гештальт-терапия — это метод практической психологии, направленный на осознание и анализ пациентами всего невысказанного, подавленного и незавершенного в жизни, с целью избавления от проблем и гармонизации личности.
Гештальт-подход основан на собственных теоретических тезисах, постулатах психоанализа, элементах психодрамы и биоэнергетики.
Основателем данного направления является немецкий ученый — Фриц Перлз, он использовал для его развития теорию психоанализа, которую постоянно дополнял собственными умозаключениями. Холистический подход (единство души и тела, чувств и эмоций) в гештальт-терапии появился благодаря трудам психологов Вертгеймера, Келера, Курта Гольдштейна. Развитие телесных ощущений позиционировал исследователь Райх, а элементы психодрамы ввел Якоб Морено.
Пройдя гештальт-терапию, человек начинает видеть, ощущать и понимать собственную личность не как набор отдельных черт характера, качеств, желаний, запретов и способностей, а целиком как единый организм, которым он может управлять. В процессе лечения терапевт помогает пациенту «извлечь» из подсознания «болезненные» воспоминания, образы, мысли, чувства и «поработать» над ними. В итоге должен получиться гештальт (внутренний образ проблемы и преграды к выражению эмоций). Его пошаговый анализ позволяет людям выстраивать гармоничные отношения с собой, близкими людьми и окружающим миром так, чтобы получать при этом удовольствие и положительные эмоции.
Изменение привычного восприятия себя, своего поведения, возрождение искренности и умения радоваться, переосмысление поступков и взаимоотношений — вот что такое гештальт-терапия простым языком.
На своих консультациях или групповых тренингах гештальт-терапевты учат пациентов:
- всегда опираться на свои желания и потребности, с учетом реальности и обстоятельств;
- не подавлять своих чувств и не накапливать негатива;
- выражать себя в общении, творчестве, деятельности.
Основные положения гештальт-подхода — это:
- развитие внимательного отношения и быстрого отклика на любые собственные эмоции;
- обогащение, увеличение и сохранение внутренней энергетики;
- раскрепощенность проявления телесных реакций;
- стремление у аутентичности (выстраиванию гармоничных отношений со своим организмом).
Цикл действий в такой терапииГештальт-терапия наиболее эффективна для женщин (из-за их эмоциональности), мужчинам такое длительное внимание и тщательный разбор чувств может показаться преувеличением, они обычно руководствуются доводами разума и с легкостью игнорируют свои желания и потребности в угоду достижениям и успехам.
Кроме того, в обществе слишком эмоциональный мужчина считается слабым, поэтому говорить о своих проблемах многим представителям сильного пола непросто даже при встрече с психотерапевтом.