Содержание
Создание теории психоанализа
Увлечение и пропаганда наркотика, а также ошибочные выводы по привыканию к нему испортили репутацию молодого врача, но не настолько, чтобы не позволить выиграть конкурс кандидатов на стажировку в Париже у находящегося на пике славы Жана Шарко. Год, проведённый в его клинике, дал необыкновенно много для понимания Фрейдом методологии лечения истерий, использовании гипноза, а также связей между появлением невротических заболеваний с проблемами сексуального характера.
Работа с Йозефом Брейером
По возвращении в Вену, 13 сентября 1886 г. Зигмунд женится на Марте, с которой ему суждено было прожить 53 года до самой смерти и которая родила в этом браке шестерых детей. Тогда же он начинает тесное сотрудничество с доктором Брейером. Они были знакомы со времён совместной работы в лаборатории профессора фон Брюкке и оба являлись горячими поклонниками гипнотического метода лечения неврозов. На базе его Йозеф Брейер даже открыл оригинальный «катартический» способ терапии психических заболеваний, и Зигмунд, стремясь освоить все новейшие практики с пациентами, попросил его о совместной работе.
Довольно быстро наступило разочарование. Гипноз не оправдывал возложенных на него надежд. Часть пациентов была не подвержена внушению, у других наступало ухудшение. Поиск сведений о прошлом больного в неподавленном состоянии стал для учёного основной задачей. В результате исследований он пришёл к технике свободных ассоциаций, суть которой заключалась в том, чтобы пациент излагал свои мысли в том порядке, какой он сам посчитает нужным. По мнению Фрейда, такой речевой процесс неизбежно приведёт к выявлению того, что болит (вскроет доминирующие страхи и причины невроза личности).
Появившаяся в 1895 г. книга «Исследования истерии», обобщившая семилетний опыт совместной работы Фрейда и Брейера, ныне считается первой в истории психоанализа. К этому времени отношения между соавторами прекратились по причине непреодолимых профессиональных противоречий. Концепция, что в основе истерий и неврозов могут лежать нереализованные сексуальные желания, вызвала скандал в медицинском сообществе, а содержание книги подверглось резкой критике.
Первые опыты и открытия
В основу теории Зигмунда Фрейда легли как наблюдения за пациентами, так и болезненный эксперимент над самим собой, связанный со смертью отца в 1896 году. Личные переживания основоположника психоанализа внесли неоценимый вклад в развитие теории и практики новой идеи, сформировали систему понятий научного направления, известного теперь как фрейдизм.
Главный труд учёного (1900)
Работая над книгой «Толкование сновидений», Зигмунд Фрейд ясно осознавал её революционную значимость, и даже в конце жизни признавал это своё произведение важнейшим и лучшим. Здесь ему удалось структурировать психику человека и представить её в виде триединства:
- Ид (Оно) — комплекс животных инстинктов, определяющих желания и влечения человека.
- Супер-Эго (Сверх-Я) — все общественные рамки и ограничения (закон, религия, мораль и нравственность), которые берут начало в родительском воспитании и устанавливаются социумом в качестве норм поведения.
- Эго (Я) — компонент личности, приводящий в соответствие природные желания Ид с запретами Супер-Эго.
В связи с этим механизм психики человека представлялся учёному как сочетание сознательной и бессознательной работы мозга, что вызвало у медиков бурные возражения. Этим утверждением Фрейд отвергал принятую в научных кругах идею о проявлении деятельности центральной нервной системы исключительно через физиологию пациента. То, что поведение может зависеть не только от внешних факторов, но и от скрытых для разума сил, вызывало шок у современников. Модель психики по Фрейду выглядела так:
- Сознательное — всё, осознаваемое человеком на протяжении жизни.
- Бессознательное — психические силы (стимулы), лежащие вне сознания, но определяющие векторную направленность действий личности.
В качестве основных таких стимулов он выделил две доминирующие жизненные энергии: сексуальную (либидо) и агрессивную (страх смерти), на базе которых и совершенствовал в дальнейшем анализ невротических состояний у пациентов. Сновидения в этой системе играли роль маркера. С их помощью тайные причины поведения лиц с психическими расстройствами получали объяснение, следовательно, обнаруживался источник проблемы. Сон, по мнению Фрейда, являлся зашифрованным посланием бессознательного.
Что Фрейд думал о существовании запретов в обществе?
В последующих работах Фрейд продолжил развивать общественные аспекты своей теории, двигаясь от семьи к теме социума. В книге «Психология масс» он ставит вопросы о механизмах взаимного заражения в толпе.
С точки зрения Фрейда, толпа не может иметь разума, она не взвешивает доводы за и против, а также способна на колоссальные свершения и такие же колоссальные разрушения. Отдельный человек в толпе теряет способность к критическому мышлению и становится всего лишь несамостоятельной клеточкой целостного организма, который во много раз сильнее и неразумнее каждого человека. В толпе человек как бы теряет голову и тоже становится намного сильнее и намного неразумнее себя обычного.
В этой части Фрейд повторил идеи, сформулированные Гюставом Лебоном в книге «Психология толп». Однако свою задачу Фрейд видел в том, чтобы пойти дальше и описать состояние человека в толпе с точки зрения психоанализа и теории о «Сверх-Я» — инстанции совести, формирующейся в результате интериоризации образа отца.
В нормальном состоянии человек живет под грузом совести и страдает от этого. В то же время именно совесть дает человеку возможность остановиться и подумать прежде, чем действовать; именно умение взвешивать за и против дает человеку возможность действовать свободно и автономно.
Жизнь Зигмунда Фрейда
Этот человек родился в Австро-Венгрии, а умер в Великобритании. С детства будущий врач мечтал о славе и достижениях. Он окончил школу отличником, еще в институте начал заниматься исследованиями, публиковал научные труды.
Будущий ученый стажировался в Париже. После возвращения из французской столицы он открыл частную практику в Вене.
Фрейд работал на протяжении всей жизни. Еще в молодом возрасте он не раз подвергался критике и даже гонениям, так как был евреем, хоть и родился в Австро-Венгрии.
Психиатр был женат и имел любовную связь с сестрой жены. Ей он написал более полутора тысяч писем, которые были опубликованы в 2000 году. К этому времени прошло более 60 лет после его смерти. У Фрейда было 6 детей. Младшую звали Анна. Она оставалась с отцом до самой его кончины, в науке пошла по его стопам, успешно изучала психологию.
Свою смерть Фрейд встретил уже довольно старым. К сожалению, этот период в жизни Фрейда не был легким и безболезненным.
Интересные факты о жизни учёного
Повсеместная критика Зигмунда Фрейда и его учения опиралась не только на религиозные и идеологические догмы. Исследователи показали, что многие его пациенты, «вылеченные» с помощью психоанализа, на самом деле не были вылечены и продолжали страдать от своих заболеваний. Таковым был, к примеру, известный «человек-волк» — русский помещик Сергей Панкеев, длительное время лечившийся у Фрейда от депрессии. Пациентка друга и единомышленника Фрейда, Йозефа Брейера, Анна О. страдала вовсе не от истерии, как было заявлено, а от туберкулёзного менингита, от которого она потом ещё долго лечилась.
Таким образом, уже эти факты дискредитируют Фрейда как учёного и представляют его как гениального интеллектуального мошенника.
Психология Зигмунд Фрейда
1. Цель жизни – это смерть.
Человек, осознающий этот мир, будет проявлять храбрость. По этой причине самая большая истина этой жизни – это смерть.
2. Работа и любовь — вот краеугольный камень нашей человечности.
То, что мы все умрем, не значит, что нам вовсе не стоит жить. Мы можем любить цветы, деревья, дождь, запах земли после дождя. Безусловно, в жизни существует то, что можно любить. Не стоит думать, что стакан наполовину пуст. Но не стоит и заблуждаться, что он наполовину полон. Нам нужно видеть стакан таким, какой он есть.
Ваша работа может построить или разрушить вашу жизнь. Боль от ненависти к своей работе может быть сильнее боли от удара мизинца, потому что последняя длится всего несколько минут, а первая может длиться всю жизнь.
3. Наша сила в нашей слабости.
Враги могут уничтожить нас, только единственным способом – надавив на наши слабости. Если человек принимает свои недостатки, у других не будет оружия, которое можно было бы использовать против него. Мы можем стать сильнее, приняв тот факт, что у нас есть свои слабости.
4. Нет такого понятия как любовь, есть только либидо.
Хотя это утверждение довольно спорно, многие согласятся с тем, что в нем есть доля истины. Возможно, стоит принять этот факт как данность и не огорчаться по этому поводу.
5. Люди более моральны, чем они думают, и гораздо более аморальны, чем могут себе вообразить.
В жизни вы всегда выбираете свой путь. Какую бы дорогу вы не выбрали, не стоит критиковать того, кто выбрал другую. Только аморальный человек будет это делать.
6. Сны – это королевская дорога к бессознательному.
Сновидения помогают вам лучше понять себя, и нам стоит уделять им столько же внимания, сколько мы уделяем крепкому сну.
7. Невроз – это неспособность переносить неопределенность.
Одной из самых болезненных и доставляющих удовольствие эмоций является наше чувство по отношению к неопределенности. Однако она влияет на всех по-разному.
8. Люди могут защитить себя от нападок, но они бессильны против комплиментов.
Многие из нас не переносят критику, и мы пытаемся найти слабости у тех, кто нас критикует, чтобы ужалить их.
9. Чтобы понять женщину, вам нужно превратить лабиринт в прямую линию.
Возможно причина в том, что мужчины более предсказуемы.
10. Я всегда искал силу и уверенность вовне, но они всегда внутри, и вы всегда можете их там найти.
Уверенность – это вера в себя. Это основное, что нужно каждому, до тех пор, пока мы не возносим эгоизм. Все в наших руках, и так всегда было. Мы всегда думаем так, как хотим думать, слышим то, что хотим слышать, и видим то, что хотим видеть.
Нам сложно принять вещи такими, как они есть. Мы не понимаем того, что нам говорят. И все же мы все время огорчаемся. И причиной этому является недостаток уверенности, потому что, если бы мы верили в себя и в силу, которой обладаем, мы бы понимали и видели реальность.
Фрейд-мифотворец
В сущности, Фрейд создавал не столько психиатрическую теорию, сколько альтернативную мифологию по лекалам религиозного культа. А это, как известно, мощная штука, действующая поверх логики, рацио и здравого смысла.
И что мы имеем: догматическая теория, ниспосланная мессии из темных глубин природы человеческой; ритуальные встречи с соответствующими атрибутами вроде лежания на кушетке; склонность всех поклонников психоанализа трактовать любое проявление бытия и поведения через собственные верования в анально-генитальную и прочую обусловленность.
Обвинения Фрейда в религиозных замашках, впрочем, не новы. Суррогатом веры психоанализ называл еще Ясперс, добавляя, что само движение напоминает секту, а теория — вульгарное отражение Ницше и Шопенгауэра, и что всё это ужасно удобно объясняет и структурирует бытие для обывателя, потому и заходит.
Примерно так и звучит иудейскохристианское послание Святого Августина, о котором мы вам как-то уже рассказывали. Словом, «инфернальная метафизика» этот ваш чернушный Фрейд, как говорил Бердяев.
Если трактовать религиозность или сектантство как мифологическую структуру, то получится еще интереснее.
Здесь Фрейд попал в самое яблочко, как сказал бы Ролан Барт, который описывает функции мифа так: обозначать и оповещать, внушать и предписывать, побуждать. Воздействуя на читателя, миф навязывает ему себя и всячески старается натурализировать свои значения. Миф изо всех сил старается быть естественным, «само собой разумеющимся», и творится этот великий концепт за счет языка. Или, если дословно цитировать поэтичного Барта, миф — это «похищенный язык».
Как связаны либидо, эдипов комплекс и страх кастрации?
Начиная с «Трех очерков по теории сексуальности» (1905) Фрейд переходит к трактовке бессознательного как вытесненного либидо. В этой же работе он вводит понятие инфантильной сексуальности — утверждение о том, что нечто подобное сексуальности свойственно человеку не только после полового созревания, но с самого рождения (к слову, эта идея была встречена медицинским сообществом в штыки).
Может быть интересно:
Инфантильная сексуальность, конечно, не похожа на взрослую и связана с отношениями матери и младенца. Первая — оральная — стадия развития либидо проживается в период, когда младенец сосет грудь и хочет безраздельно обладать матерью. Затем ребенок учится регулировать функции организма и контролировать свои испражнения (анальная стадия) — в этот период закладываются основы самостоятельности и упрямства. Третья стадия сексуального развития — генитальная, наступающая в подростковом возрасте. Между анальной и генитальной стадиями сексуального развития проходит несколько лет — в это время интерес ребенка переносится с собственного тела на окружающий мир.
Понятие эдипова комплекса Фрейд ввел позже, но по сути уже в «Трех очерках» он полностью подготовил почву для этой идеи, поскольку ключевыми для нее также являются отношения матери и ребенка.
Мать — всегда первый объект, к которому ребенок испытывает влечение.
Ее восприятие ребенком меняется: вначале это только материнская грудь, но с течением времени формируется целостный образ.
Фрейд рисует весьма убедительную схему взросления мальчика. В детстве он испытывает влечение к матери и хочет, чтобы мать была все время с ним, принадлежала только ему. Но в возрасте одного-двух лет мальчик начинает испытывать ревность к отцу, который заявляет свои права на мать.
Примерно в этом же возрасте мальчик открывает, что у женщин нет пениса. Это открытие приводит его в ужас: если у кого-то нет пениса, значит, он тоже может его лишиться. Страх кастрации соединяется с ревностью к отцу и влечением к матери — и превращается в страх перед отцом.
Согласно теории Фрейда, при нормальном развитии ребенка эдипов комплекс должен перейти в стадию идентификации, когда ребенок в целом продолжает хотеть того же самого (жениться на матери), но теперь выражает это в виде желания вырасти и стать похожим на отца.
Кстати, Фрейд считал, что во время психоанализа пациент испытывает к врачу весь комплекс чувств, которые в детстве испытывал к отцу, — это может быть и влюбленность, и враждебность. Встретив психоаналитика, человек как бы вспоминает и переживает чувства из детства. Это явление Фрейд назвал переносом. У психоаналитика в ответ на перенос возникают встречные чувства к пациенту — это явление известно как контрперенос. В результате пациент и психоаналитик становятся небезразличны друг другу.
Расцвет карьеры и последние годы
Если попытаться дать характеристику психоанализа Фрейда понятно и кратко, то это способ лечения, направленный на выяснение вытесненных в подсознание страхов и травм, которые приводят к возникновению психических расстройств и поведенческих отклонений. Его появление образовало целое направление в современной психиатрии.
Создание союза психоаналитиков
Успехи учёного в практическом применении своего метода принесли ему известность и, несмотря на критику, привели к появлению массы последователей. В 1902 году на квартире одного из бывших пациентов организуется «Психологическое общество по средам», где собираются сам Фрейд и его единомышленники (среди которых множество будущих светил медицины) для обсуждения клинических случаев и теоретических дискуссий. В рассмотрении интереснейших фактов принимают участие Адлер, Юнг, Эйтингон, Бисвангер, Брилл, Ференци и другие. Вершиной популярности становится приглашение группы учёных в США.
Создание Венского объединения психоаналитиков в 1908 г. закрепило появление на международной арене этого медицинского направления и принесло его основателю всемирную славу. К учёному выстроилась очередь богатых пациентов из России, Польши, Германии, Румынии и т. д. Не оставлял он и исследовательской деятельности, публикуя новые статьи и книги. Вот только небольшой список его работ:
- Три очерка по теории сексуальности (1905).
- Семейный роман невротиков (1909).
- Анализ фобии пятилетнего мальчика (1910).
- Леонардо да Винчи. Воспоминание детства (1910).
- К введению в нарциссизм (1914).
- «Моисей» Микеланджело (1914).
Кроме того, в этот же период он работал над серией эссе «Влечения и их судьба», «Бессознательное», «Печаль и меланхолия», «Вытеснение». Начавшаяся мировая война нанесла тяжёлый удар по благополучию Фрейдов. Сразу же сократился поток пациентов, интересы общества изменились. К тому же в среде психоаналитиков наметился раскол, и вскоре самые талантливые последователи (сначала Адлер, а затем Юнг) покинули своего великого учителя, отправившись на самостоятельный поиск истины.
Завершение пути
Смерть дочери Софии от гриппа в 1920 г. и обнаруженный у исследователя рак гортани усугубили трагедию его последних лет и окончательно испортили и без того непростой характер учёного. Неудачная операция привела к тому, что Фрейду пришлось перенести ещё 32 хирургических вмешательства для исправления ошибки, в результате которых он потерял часть челюсти и возможность внятно говорить. Это привело к ещё большему сокращению доходов, так как немалую их часть он получал от прочтения лекций.
В двадцатые годы им были написаны «Я и Оно» и «По ту сторону принципа удовольствия». А в 1930 немецким сообществом Зигмунду Фрейду присудили премию Гёте за бесценный вклад в мировую науку. Финал его жизни был омрачён приходом к власти Адольфа Гитлера и реализацией антиеврейских дискриминационных законов (после присоединения Австрии к Германии). Книги учёного публично сжигались, а сам он долгое время не мог уехать из страны, так как не в состоянии был уплатить «долг перед государством», назначенный правительством для отъезжающих.
Помощь принцессы Мари Бонапарт позволила ему перебраться в Лондон. Лето последнего года жизни старый учёный очень страдал от прогрессирующей болезни.
Теория бессознательного
Пытаясь отыскать эти самые бессознательные мотивы — возможные причины неврозов, он обратил внимание на неудовлетворенные влечения человека в прошлом, которые приводят к конфликтам личности в настоящем. Эти чужеродные эмоции как бы мутят сознание
Они были истолкованы им как главное свидетельство существования бессознательного.
В 1902 году Зигмунду предоставили должность профессора невропатологии в Венском университете, а через год он стал организатором «Первого международного психоаналитического конгресса». Но международное признание его заслуг пришло к нему только в 1930 году, когда город Франкфурт-на-Майне наградил его премией Гёте.
Смертельная доза
Часть необходимой суммы удалось собрать Мари Бонапарт. Большую роль в спасении Фрейда сыграл его друг и бывший пациент, американский дипломат Уильям Буллит. Они познакомились в Вене в середине 1920-х годов. Известно, что Уильям прошёл у Фрейда курс психоанализа. Кроме того, Зигмунд вылечил жену Буллита от алкоголизма.
В 1938 году Уильям Буллит после нескольких лет работы послом в СССР получил должность посла США в Париже. Он подключил все свои связи, чтобы спасти Фрейда. Буллит не только раздобыл недостающую сумму для выкупа, но и добился того, что американский президент Рузвельт ходатайствовал перед австрийским правительством о выезде учёного из страны.
Благодаря усилиям Буллита семья Фрейд села в поезд на вокзале в Вене. По указанию Уильяма с ними в вагон сел сотрудник американского посольства, который присутствовал при таможенном досмотре. В результате Фрейд, его жена и дети благополучно прибыли в Лондон, а все остальные родственники Зигмунда (сёстры, кузины, тётушки) впоследствии погибли в фашистских концлагерях. В Лондоне Фрейдов ждал дом, который им снял Эрнест Джонс, британский друг и ученик Зигмунда.
На английской земле Фрейд продолжил свою напряжённую научную работу. Однако после сильнейших переживаний, связанных с переездом, у него случился рецидив некогда излеченного рака. Перенеся несколько операций и не получив желаемого результата, Фрейд попросил лечащего врача оказать услугу — избавить от мук и помочь ему умереть.
23 сентября 1939 года мощная доза морфия прервала жизнь учёного.
В настоящее время в доме, где жила семья Фрейда, находится его музей. Основными экспонатами стали личные вещи, научные труды и знаменитая кушетка, на которой возлежали пациенты во время психоаналитических сеансов.
Владимир БАРСОВ
Детские травмы Зигмунда Фрейда и формирование идей психоанализа
Были ли еще эпизоды в детстве, оказавшие большое влияние на «отца психоанализа»? Скорее всего, да. Ученый сам анализировал свои детские переживания, опыт самоанализа помог ему вытащить их на поверхность памяти. И именно это послужило основой формирования идей классического психоанализа. Для З. Фрейда он сам, его детские травмы и неосознанные переживания служили объектом исследования. В «Толковании сновидений» ученый подчеркивал, что ребенок в раннем детстве абсолютно эгоистичен и стремится к удовлетворению своих потребностей, соперничая даже с братьями и сестрами.
Когда Зигмунду был один год, у него появился братик — Юлиус, малыш прожил очень недолго и умер от болезни. Спустя несколько месяцев после трагедии сЗигмундом случился несчастный случай: двухлетний ребенок упал с табуретки, он настолько сильно ударился нижней челюстью о край стола, что на рану пришлось накладывать швы. Рана зажила и все забылось. Но в процессе самоанализа у Фрейда возникли основания счесть этот инцидент самоповреждением. Маленький Зигмунд ревновал маму к братику, после смерти малыша ребенок не мог сам простить себе свою ревность, физическая боль заглушает душевную. Этот суровый самоанализ позволил Фрейду найти источники неврозов у многих пациентов.
В работе «Психопатология обыденной жизни» описывается случай, когда чувство вины перед мужем заставило молодую женщину неосознанно травмировать себя, возникший эмоциональный блок вызвал нервное заболевание. Хотя, на первый взгляд, ничто не указывало на намеренность действий пострадавшей — она просто случайно выпала из кареты и сломала ногу. В процессе психоанализа Фрейд выяснил обстоятельства, предшествовавшие травме: в гостях у родственников молодая женщина продемонстрировала свое искусство исполнения канкана. Все присутствующие были в восторге, но мужа поведение жены очень расстроило, он сказал, что она вела себя «как девка». Расстроенная женщина провела бессонную ночь, а утром ей захотелось покататься в экипаже. Она сама выбрала лошадей, а во время поездки все время опасалась, что лошади испугаются и кучер потеряет управление ими. Как только нечто напоминающее это случилось, она выскочила из кареты и сломала ногу, никто из находящихся в экипаже рядом с нею не пострадал. Так молодая женщина неосознанно сама себя наказала, канкан танцевать она больше не могла. К счастью, сумев перевести душевную травму на осознанный уровень, З. Фрейд вылечил женщину от нервного заболевания.
Так детские впечатления и травмы великого психиатра помогали ему и в создании теории психоанализа, и в успешном лечении пациентов.
Цитаты
- «Любовь и работа — вот краеугольные камни нашей человечности».
- «Задача сделать человека счастливым не входила в план сотворения мира».
- «Голос интеллекта тих, но он не устает повторять — и слушатели находятся».
- «Ты не перестаешь искать силы и уверенность вовне, а искать следует в себе. Они там всегда и были».
- «В целом ряде случаев влюбленность есть не что иное, как психическая захваченность объектом, диктуемая сексуальными первичными позывами в целях прямого сексуального удовлетворения и с достижением этой цели и угасающая; это то, что называют низменной, чувственной любовью. Но, как известно, либидинозная ситуация редко остается столь несложной. Уверенность в новом пробуждении только что угасшей потребности была, вероятно, ближайшим мотивом, почему захваченность сексуальным объектом оказывалась длительной и его «любили» и в те промежутки времени, когда влечение отсутствовало».
- «Как раз сегодня моей умершей дочери исполнилось бы тридцать шесть лет… Мы находим место для того, кого потеряли. Хотя мы знаем, что острая скорбь после такой утраты сотрется, однако мы остаемся безутешны и никогда не сможем подобрать замену. Все, что становится на опустевшее место, даже если сумеет его заполнить, остается чем-то иным. Так и должно быть. Это единственный способ продлить любовь, от которой мы не желаем отречься». — из письма Людвигу Бинсвангеру, 12 апреля 1929 года.
Семейная жизнь Зигмунда Фрейда
Через год после возвращения из Парижа Фрейд женился на Марте Бернейс. Он были знакомы уже четыре года, но не имевший хорошего дохода Фрейд не считал себя способным обеспечивать жену, привыкшую жить в достатке. Частная врачебная практика приносила лучший доход, и в сентябре 1886 года Зигмунд и Марта поженились. Биографы великого психоаналитика отмечают очень сильные и нежные чувства, связывавшие Фрейда и Бернейс. За четыре года, прошедшие от знакомства до женитьбы, Зигмунд написал своей невесте более 900 писем. Они прожили в любви 53 года – до самой смерти Фрейда. Марта однажды сказала, что за все эти 53 года они не сказали друг-другу ни одного злого или обидного слова. Жена родила Фрейду шестерых детей. Младшая дочь Зигмунда Фрейда пошла по стопам отца. Анна Фрейд стала основательницей детского психоанализа.
Семейные тайны
Зигмунд Фрейд искал истоки неврозов, болезней и жизненных проблем пациентов в их детских впечатлениях. Возможно, и в жизни самого ученого они сыграли не последнюю роль. Он родился в 1856 году в семье коммерсанта, занимающегося торговлей тканями. Родина Фрейда — чешский городок Фрайбург. В детстве его называли Сигизмунд, и только после переезда в Вену имя известного психиатра приобрело более привычное для нас звучание — Зигмунд. «Золотой Сигги» — так называла своего первенца его мать — Амалия Натансон. Кстати, малоизвестный факт — Амалия была родом из Одессы и до 16 лет жила в этом городе. Родители обожали Зигмунда, считали, что мальчик удивительно одарен. Они не ошибались, Зигмунд Фрейд сумел с отличием окончить гимназию.
А где же секреты? — можно спросить. На первый взгляд, все кристально ясно с детством и юностью ученого. Но не многим, например, известно, что мать Фрейда была второй женой Якоба Фрейда, она была младше мужа на 20 лет. У него были дети от первого брака, и они были гораздо старше, чем Зигмунд.
Гораздо менее известно, что брак с матерью будущего знаменитого психиатра был третьим для Якоба Фрейда. Возможно, этот факт не афишировали, поскольку три брака — это уже слишком для благочестивого еврея. Имя второй жены Якоба — Ребекка, о ней почти ничего не известно, упоминание о ней находим в исследовании биографии Зигмунда Фрейда, предпринятом Р. Гильхорном, Р.Кларком и Р.Дауном. Валерий Лейбин — автор «Психопоэтического портрета Зигмунда Фрейда» — предполагает, что этот туманный момент в семье Фрейдов мог оказать влияние на отношение к отцу маленького Зигмунда. Так это или нет, сложно судить, но вот то, что неформальным лидером в семье была мать и именно её вера в сына, её амбиции относительно его блестящего будущего оказали на Фрейда большое влияние, признавал сам основатель психоанализа. Уже став знаменитым ученым, он писал:
Перерождение науки в религиозную доктрину
«По мере того, как психоанализ стал привлекать внимание, укреплялась уверенность Фрейда в своей божественной миссии»
Во многом из-за воспитания, жажды быстрой славы Фрейд считал себя мессией от науки. Из доктора, желающего развивать медицину на благо человечества, пришел лидер, который возвел концепцию психоанализа в статус новой религии. Многие исследователи фрейдизма проводили параллели между психоанализом и христианством, в частности из-за того, что отец психоаналитики воспитывался в религиозной викторианской традиции.
Будучи серьезным ученым, Фрейд должен был понимать порочность своих теорий, осознавать, что не существует ни единой возможности оценить или проверить предложенные им доктрины, которая не основывалась на признании Фрейда гением. Для защиты своих теорий от критики Фрейд укреплял созданное движение силой мессианской личности.
Ричард Вебстер проводит аналогию между тремя «мессиями»: Христом, Ньютоном и Фрейдом. Каждый из указанных деятелей верил, что избран Богом для какой-то особой цели, но также терзается сомнениями на счет своей избранности .
Аллюзии христианства и психоанализа
Исследователи, помимо теоретических основ идей Фрейда, используют для сравнения психоанализа и христианско-иудейской традиции непосредственное описание сеанса психоанализа. Фрейд утверждал, что пациенту следует «лежать или сидеть в кабинете таким образом, чтобы врач был недоступен его взору, заставляя себя тем самым вспоминать свои самые глубинные воспоминания и фантазии, словно разговаривает исключительно сам с собой» .
Позднее последователи психоанализа станут пренебрегать этим правилом, но Ричард Вебстер в своем труде предлагает рассмотреть детально столь очевидное сходство. Как известно, процесс исповеди проводится в отдельном помещении, в котором кающийся не может видеть священника, тем самым невольно рассказывая все утаенные мысли.
Превратная трактовка воспоминаний или фантазий пациентов психоаналитиком в контексте сексуальных травм или отклонений отдаленно напоминает процесс отпущения грехов, ведь только священник мог даровать прощение, если считал грех искупленным .
Для зарождавшегося психоанализа большое значение имела лекторская деятельность Фрейда. Талантливый оратор с ярким даром рассказчика был одарен необычной способностью представлять в высшей степени спекулятивные теории в свете, в котором они казались разумными и взвешенными .
До академического возвышения Фрейду удавалось привлекать учеников и последователей, среди которых был В. Штекель, один из наиболее преданных последователей Фрейда. Осенью 1902 года Фрейд с готовностью принял его предложение основать дискуссионную группу, посвященную изучению идей психоанализа. В общество также был приглашен Адлер, который станет одним из ближайших учеников Фрейда до его исключения из психологического сообщества.
В этом отношении Фрейд продолжал следовать мессианской схеме: безуспешно прождав признания миром его уникальной ценности и важности созданных им истин, сформировал маленькую группу последователей, которые должны были обеспечить ему поклонение, которого он, как искренне верил, был достоин. Группа, которая включала 5 человек, к 1905 году разрослась до 20 человек
К кружку присоединились Юнг, Сакс и еще несколько врачей. Фрейд сохранял эмоциональную дистанцию с последователями, которая являлась основой его лидерского стиля. Роль таинственного бога от психиатрии заставляла его учеников прикладывать большие усилия для получения одобрения от мастера
Группа, которая включала 5 человек, к 1905 году разрослась до 20 человек. К кружку присоединились Юнг, Сакс и еще несколько врачей. Фрейд сохранял эмоциональную дистанцию с последователями, которая являлась основой его лидерского стиля. Роль таинственного бога от психиатрии заставляла его учеников прикладывать большие усилия для получения одобрения от мастера.
Встречи группы носили определенно религиозный характер, что видно из описания Штекеля, который писал «Я был апостолом Фрейда, а он моим Христом!» .
Фрейд был серьезен и строг в трактовке своих теорий его учениками и не позволял никаких отклонений от ортодоксального учения.
Теория детской сексуальности стала вероучением фрейдистской церкви. Те, кто принимал его, попадали в число избранных, не принявшие получали отказ. Эта теория основывалась на ложной науке и разрабатывалась на основе поддельной логики. Поэтому чтобы понять, как столь неубедительная теория получила широкое распространение, нужно учесть, что теория детской сексуальности была более привлекательна, чем ранние гипотезы Фрейда, снимая с создателя гнев сторонников традиционных взглядов.
Было время, когда Фрейд думал, что кокаин – это чудо-препарат
В 1880 году Фрейд заинтересовался малоизвестным легальным препаратом, который использовал немецкий военный врач на солдатах. Этим препаратом был кокаин. Фрейд экспериментировал с препаратом и обнаружил, что его пищеварение и общее состояние улучшились после употребления воды с добавлением растворенного кокаина. Он распространял дозы препарата между своими друзьями, а также предлагал будущей жене и расхваливал его терапевтические возможности в статье о кокаине, которую он опубликовал в 1884 году. Статья была «хвалебной песнью этому волшебному веществу».
Но когда Фрейд дал кокаин своему близкому другу Эрнсту фон Флайшлю, чтобы избавить его от морфиновой зависимости и облегчить хроническую боль, у того развилась кокаиновая зависимость. Учитывая новость о других случаях проявления зависимости, а также смерти из-за передозировки препаратом, Фрейд отказался от мысли, что кокаин может иметь медицинские преимущества, и больше не говорил об этом публично. Но он продолжал использовать кокаин как средство от мигрени, депрессии и воспалений носа до середины 1890-х, правда, делая при этом значительные перерывы.
Психоанализ Фрейда: практика
5. Ида Бауэр (Ida Bauer)
Проблемы у Иды Бауэр начались задолго до того, как отец привёл её к Фрейду в надежде вылечить истерию дочери. Родители всерьёз взялись за дочь, когда одержимая чистотой мать (которая заболела венерическим заболеванием, подхватив его от мужа) стала причиной срывов семилетней девочки.
Родители лечили её с помощью гидротерапии и электрошока.
Годы спустя Иде сделал предложение друг семьи – отец детей, у которых она была няней. Более того, он был мужем любовниц её отца. Ида отказалась, что впоследствии привело к глубокой депрессии, которая зашла так далеко, что женщина грозилась покончить жизнь самоубийством.
Фрейду, который лечил её отца от венерического заболевания, было предложено помочь также и Иде. Диагноз Фрейда был следующим: Ида страдала не из-за того, что некогда примерный семьянин и друг семьи вдруг проявил к ней подобного рода симпатию, а из-за подавленного лесбийского влечения к жене несостоявшегося любовника.
Её влечение к женщине осложнялось ещё и тем, что она уже была любовницей её отца. Из-за этого отношения у Иды с отцом были натянутыми.
Фрейд расшифровал и сон Иды: дом её семьи горит, и пока отец просто хочет выбраться из него, мать начинает искать сейф с драгоценностями. Зигмунд говорил, что это символизирует неспособность отца защитить её.
Лечение у Фрейда было очень коротким: так захотела сама Ида. Она продолжала бороться с психическими заболеваниями всю оставшуюся часть своей жизни, которая закончилась в 1945 году.
С годами Ида фактически превратилась в свою мать, став такой же сумасшедшей поклонницей чистоты. По иронии судьбы она продолжала поддерживать связь с семьёй, из-за которой всё началось, особенно с любовницей отца, ставшей её любимым партнёром по бриджу.