Содержание
Телеспектакли и озвучивание
У Михаила Кононова был опыт работы в телеспектакле. В 1963 году на телевизионных экранах транслировалась постановка под названием «Павлик Морозов». Актёр появился в ней в образе Данилки.
Известны его многочисленные работы по озвучке, он подарил свой голос многим персонажам из мультипликационных и художественных фильмов. Его можно услышать в таких картинах, как:
- «Невероятные приключения итальянцев в России»;
- «Сказка, рассказанная ночью»;
- «Выше радуги».
Что касается мультфильмов, то актёр озвучил Ивана-царевича в «Василисе Прекрасной», а также знаменитого Дональда Дака из «Утиных историй».
Творчество
Художественные фильмы
- 1961 — Наш общий друг — Виктор Карягин
- 1962 — Приходите завтра… — пассажир автобуса (нет в титрах)
- 1963 — Первый троллейбус — Колька Чумаков
- 1963 — Теперь пусть уходит — Томми, работник гостиницы
- 1963 — Утренние поезда — гость на свадьбе (нет в титрах)
- 1964 — До свидания, мальчики — Витя Аникин
- 1966 — Начальник Чукотки — Алексей Михайлович Бычков (А. Глазков согласно мандату)
- 1966 — Андрей Рублёв — Фома
- 1967 — В огне брода нет — Алёша Семёнов
- 1968 — На войне как на войне — Александр Малешкин, младший лейтенант, командир САУ
- 1969 — Белый флюгер — Василий Васильевич Крутогоров, чекист
- 1969 — Мальчишки — Гоша
- 1970 — Начало — Павлик, сосед Паши
- 1971 — Шутите? — студент
- 1971 — Держись за облака — Соколов, матрос
- 1972 — Здравствуй и прощай — Митька Ярмолюк, муж Александры
- 1972 — Красные пчёлы — Василий
- 1972 — Пятнадцатая весна — немецкий офицер
- 1973 — Большая перемена — Нестор Петрович Северов, преподаватель истории
- 1973 — Открытие — Сергей Юрышев в молодости (озвучивает Александр Демьяненко)
- 1974 — Финист — Ясный сокол — Яшка-писарь
- 1975 — Капитан Немо — Консель
- 1976 — Семьдесят два градуса ниже нуля — Тошка Жмуркин
- 1976 — Двадцать дней без войны — Паша Рубцов, военкор
- 1976 — Повесть о неизвестном актёре — Петя Стрижов
- 1976 — Пока бьют часы — Грызун, начальник королевской стражи
- 1977 — Кольца Альманзора — Зензивер, садовник
- 1978 — Комедия ошибок — Дромио Сиракузский и Дромио Эфесский
- 1978 — Любовь и ярость — Коля
- 1978 — Сибириада — Родион Климентов, революционер-боевик (озвучил Виктор Проскурин)
- 1978 — Только каплю души
- 1979 — Таёжная повесть — Аким
- 1979 — Ищи ветра… — Васька, конокрад
- 1980 — Иначе нельзя
- 1980 — Расследование — Лосев, сотрудник милиции
- 1981 — Андрей и злой чародей — Леший
- 1981 — Василий и Василиса — Василий Вологжин
- 1982 — Братья (к/м) — Михаил
- 1982 — Без видимых причин — Важин
- 1982 — Вокзал для двоих — Николаша, милиционер
- 1982 — Безумный день инженера Баркасова — Иван Тятин, заместитель Баркасова
- 1983 — Золотые рыбки — Корнелий Иванович Удалов
- 1983 — Особый случай
- 1983 — Гори, гори ясно… — Сенька
- 1984 — Гостья из будущего — Крыс, космический пират / сотрудник космопорта Михаил Иванович
- 1984 — Один и без оружия — Пётр, швейцар
- 1986 — Проделки в старинном духе — Алексей
- 1987 — Она с метлой, он в чёрной шляпе — волшебник
- 1987 — Первая встреча, последняя встреча — Погилевич, бывший сыщик
- 1987 — Разорванный круг — Царьков, заведующий складом
- 1987 — Христиане — сумасшедший слушатель в суде
- 1989 — Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным — директор санатория
- 1990 — Здравия желаю! или Бешеный дембель — комбат, капитан Бодров
- 1990 — Царская охота — Кустов
- 1991 — Мементо мори — Дермантин, железнодорожник
- 1992 — Ближний круг — Ворошилов
- 1992 — Великий муравьиный путь
- 1992 — Прекрасная незнакомка
- 1993 — Вспоминая Чехова
- 1994 — Курочка Ряба — отец Никодим
- 1997 — Царевич Алексей — Федоска
- 1997 — Егерь — Егор Власыч
- 2000 — Витрина — папа
- 2006 — В круге первом — Спиридон Данилыч, дворник
Озвучивание мультфильмов
- 1971 — Аргонавты — Колхидский воин (нет в титрах)
- 1977 — Василиса Прекрасная — Иван-царевич /старичок-лесовичок
- 1980 — Мореплавание Солнышкина — Стёпа
- 1981 — Приключения Васи Куролесова — Вася Куролесов
- 1983 — Ракушка — Дикобраз
- 1984 — Подземный переход — Барсучок
- 1986 — Корабль пустыни — Дикобраз
- 1990 — Утиные истории — Шеф Гавс, Пупс, Дональд Дак, король Арчи
- 1994 — Страницы Российской истории. Рассказ первый: Земля предков — Паук Василий
- 1996 — Короли и капуста — Фелипе
- 1997 — Незнайка на Луне — редактор Гризль ,учёный-астроном («Знайка спешит на помощь»)
Озвучивание фильмов
- 1973 — Совсем пропащий — человек на пристани (актёр Юрий Чернов)
- 1973 — Невероятные приключения итальянцев в России — Джузеппе (актёр Нинетто Даволи)
- 1980 — Через тернии к звёздам — Пётр Петрович Лебедев (актёр Вацлав Дворжецкий) — озвучивание новой версии, 2001 г.
- 1981 — Сказка, рассказанная ночью — Гуго, подмастерье (актёр Дмитрий Кравцов)
- 1984 — Роман с камнем — Ральф (актёр Дэнни Де Вито)
- 1984 — Связь через пиццерию — Винченцо (актёр Тони Сперандео)
- 1986 — Выше радуги — Иван Иванович (актёр Юрий Куклачёв)
Семейная жизнь Натальи и Михаила Кононовых
Молодую жену Михаил Кононов привел в квартиру, где жил с матерью. Мать актера рано осталась без мужа, одна воспитывала сына, который маму обожал. Но у женщины был сложный характер. Увидев невестку, мать заявила, что думала, у сына вкус лучше. И перестала разговаривать с Михаилом и невесткой.
На фото жена Михаила Кононова с артистом
В день рождения актера мать не вышла из своей комнаты. Сын нашел ее на полу умершей – женщина выпила средство от насекомых. После трагедии без того тяжелый и взрывной характер артиста переменился к худшему. Более покладистый в молодости Михаил Кононов запретил жене работать фотомоделью, общаться с подругами, затем и лыжные пробежки. Муж сделал Наталью домохозяйкой, не разрешал работать.
Михаил Кононов
Наталья подчинялась мужу. Кононов ответил жене категорическим отказом, когда женщина заговорила о ребенке. Михаил считал, что тогда перестанет быть главным в жизни Натальи. В 90-е годы, когда до этого часто снимавшийся актер Михаил Кононов перестал получать предложения режиссеров, супруги приобрели дом в Бутырках, в 50 км от Москвы, переехали туда, обзавелись огородом и яблоневым садом.
Сначала новая жизнь увлекла обоих, потом не стало хватать денег, работы у актера не было, Михаил начал прикладываться к спиртному. Наталья перенесла операцию, у нее началась депрессия. Кононовы продали дом и вернулись в Москву, в небольшую квартиру.
Наталья Кононова – жена Михаила Кононова в день похорон мужа
Мальчик с грустными глазами
Маленького Фрунзика, родившегося 4 июля 1930 года, назвали в честь легендарного героя гражданской войны. Вторым, домашним именем будущего актера было Мгер, что в переводе с армянского означает «светлый». Он был худым, нескладным, с внушительным носом и грустным взглядом больших глаз, поэтому часто вызывал у окружающих смех. Фрунзик хорошо рисовал, но не мечтал о карьере художника. Как впоследствии говорил сам актер, сцена влекла его просто безумно. На лестничной клетке перед своей квартирой Фрунзик вешал импровизированный занавес и устраивал небольшие представления для дворовых ребят, а потом играл в драмкружке местного текстильного комбината.
В 1951 году Фрунзик поступил в театрально-художественный институт, причем члены приемной комиссии в первую очередь обратили внимание на его внешность. «Этот парень хоть когда-нибудь смотрел на себя в зеркало?», — спросил кто-то
Это было не слишком приятно, но в абитуриенте было что-то такое, благодаря чему его сразу приняли на курс Вагарша Вагаршяна. Сам Фрунзик не задумывался о собственной привлекательности — он просто шел к своей мечте.
Смерть от нищеты
Последние годы актер с женой жили практически в нищете. В кино его звать давно перестали, а в сериалах он играть отказывался. В 2006 году режиссер Глеб Панфилов по старой дружбе позвал актера в свой сериал «В круге первом» по роману Александра Солженицына. Это была роль старика-заключенного, который работал дворником и с трепетом ждал писем от дочери. Актер Евгений Миронов в одном интервью вспоминал о знакомстве с Михаилом Кононовым на тех съемках.
Последнюю свою роль Михаил Кононов сыграл в сериале «В круге первом» у режиссера Глеба Панфилова
«Он очень дружественно ко мне отнесся. До этого, правда, поругал за что-то, за роль в каком-то фильме. Очень откровенный человек. Как наши персонажи – Глеб Нержин и Спиридон, так и мы во время съемок много времени вместе проводили. Я благодарен судьбе за эту встречу – как оказалось, единственную«, – говорил Евгений Миронов.
В 2007 году Михаила Кононова не стало. Еще крепкий 67-летний мужчина умер от сердечной недостаточности, развившейся на фоне двусторонней пневмонии, которую не удалось вылечить, поскольку денег на нужные лекарства у актера не было.
На похоронах актер Борис Галкин, который на тот момент был президентом Гильдии актеров кино и театра России, каялся в том, что не знал, что Миша находился в таком бедственном положении, и что ему за это очень стыдно.
Коллеги и друзья Михаила Ивановича обещали, что будут помогать его вдове. Однако, когда журналисты спустя годы решили отыскать Наталью Кононову, выяснилось, что никто знать не знает, что с ней. Оказалось, что женщина умерла спустя пять лет после мужа – это при том, что она была гораздо моложе супруга. Кто-то из соседей Кононовых сказал, что Наталья была очень привязана к мужу, он был для нее смыслом существования, вот и умерла от одиночества, тоски и алкоголя.
О семейная трагедии звезды «Кавказской пленницы» Фрунзика Мкртчана: читайте здесь.
Алексей Бычков в «Начальнике Чукотки» (1966 год).
0 26-летний Михаил Кононов ярко сыграл молодого большевика-идеалиста Алексея Бычкова. Бычков, писарь ревкома, сопровождал на Чукотку комиссара, да вот беда, тот умер в дороге. Пришлось парню брать власть на себя, защищать чукчей от купцов-барыг, гонять американских браконьеров, отстреливаться от недобитых белогвардейцев. Не обошлось и без искушения золотым тельцом, но Бычков привозит все деньги в Петроград, чтобы строить для чукчей настоящий социализм – с баней, электричеством и планетарием. Этот фильм сделал Кононова узнаваемым актером. Кстати, Чукотку режиссер Виталий Мельников снимал в горах Хибины (Мурманская область).
Биография
Главный герой замечательной ленты «Большая перемена» — учитель истории Нестор Петрович навсегда остался «визиткой» этого артиста. Любимый миллионам соотечественников актёр Михаил Иванович Кононов появился на свет в Москве 25 апреля 1940 года. Он рос в простой семье со скромными доходами. В его семье не было ни артистов, ни людей искусства.
Михаил Кононов в молодости
Но «притяжение» сцены Михаил Кононов почувствовал уже в ранней юности. Вместе со своим другом и одноклассником Андреем Смирновым, впоследствии ставшим режиссёром и снявшим легендарный фильм «Белорусский вокзал», он активно участвовал в школьной самодеятельности.
Ребята ставили прекрасные любительские спектакли и готовили эстрадные программы на школьные вечера. Этот первый успех и подтолкнул Михаила Кононова к дороге, по которой он пошёл после окончания школы. В 1963 году молодой актёр получил диплом ВТУ имени Михаила Щепкина и сразу же был принят в труппу Малого театра. На этой сцене и началась творческая биография Михаила Кононова.
Отношения Михаила Кононова с матерью
В среде киношников Михаил Кононов был известен как человек тяжелый и даже резкий. Подруга Михаила, актриса Инна Чурикова вспоминала, что тот мог подойти к незнакомому актеру и назвать его в лицо бездарностью. В первую очередь, на становлении характера, столь несочетающегося его с милыми, добрыми и наивными кинообразами, сыграли отношения с матерью.
Кадр из фильма «Здравствуй и прощай» (1972)
Эту женщину актер не просто любил, а фанатично обожал, буквально боготворил. После ранней смерти отца он чувствовал себя ответственным за ее благополучие. Однако мать Кононова была человеком холодным, закрытым и часто отвечала на сыновью заботу лишь раздражением.
Михаил Кононов – писарь Яшка («Финист – Ясный сокол», 1975)
Жена Михаила ей тоже не понравилась. Обвинив сына в полном отсутствии вкуса, мать объявила молодым, проживающим с ней в одной квартире, бойкот. Впрочем, в развязанной ею холодной войне, женщина сама же и поставила точку.
В день 30-летия Михаила, который на тот момент уже был звездой советского кинематографа, мать преподнесла сыну жуткий «подарок». Женщина демонстративно не вышла к праздничному столу. Сын решил отнести ей немного праздничных угощений в знак примирения. Зайдя в комнату, он выронил поднос из рук: за дверью лежало остывающее тело. Как выяснилось, в день рождения Михаила мать выпила отраву для тараканов. Это событие травмировало Кононова навсегда. Он корил то себя («не понял, не доглядел!»), то ее, называя мать «подлой предательницей».
Звездные фильмы
С 1968 года Михаил Кононов работал на Киностудии имени М. Горького. Его регулярно приглашали на съемки, однако артисту не всегда нравились его персонажи. Из-за миловидной внешности ему давали роли простых и наивных героев: он сыграл Семенова в драме «В огне брода нет», лейтенанта Малешкина в комедии «На войне как на войне». Артист мечтал о глубоких и серьезных ролях, как в картине Тарковского, но зрителям он больше нравился в жизнерадостном амплуа.
Михаил Кононов и Инна Чурикова в художественном фильме Глеба Панфилова «В огне брода нет» (1967)
Михаил Кононов (справа) и Борис Табаровский в художественном фильме Виктора Трегубовича «На войне как на войне» (1968)
Михаил Кононов в художественном фильме Алексея Коренева «Большая перемена» (1973)
В 1972 году на советский экран вышла четырехсерийная лента режиссера Алексея Коренева «Большая перемена». Там Кононов исполнил роль молодого застенчивого учителя вечерней школы Нестора Петровича. Кононов не сразу согласился на участие в картине: ему не нравился сценарий. Однако его подкупил актерский состав фильма: там играли Евгений Леонов и Ролан Быков, Светлана Крючкова и Александр Збруев, Савелией Крамаров и Наталья Гвоздикова. Все восторгались персонажем Кононова, а его до последних дней жизни тяготило сравнение с экранным героем.
Во второй половине 1970-х артист начал сниматься в детском кино. «Финист — Ясный сокол», «Кольца Альманзора» и «Гостья из будущего» стали любимыми фильмами у ребят всего Советского Союза. В 1989 году Кононову присвоили звание заслуженного артиста РСФСР, а через 10 лет — народного артиста России.
Михаил Кононов в художественном фильме Геннадия Васильева «Финист — Ясный Сокол» (1975)
Михаил Кононов в художественном фильме Игоря Вознесенского «Кольца Альманзора» (1977)
Михаил Кононов в художественном фильме Павла Арсенова «Гостья из будущего» (1984)
Актер тщательно выбирал фильмы, в которых снимался. Предпочитал и вовсе отказываться от участия, если ему не нравился киносценарий. В 1990-е годы он продал квартиру в Москве и переехал в небольшой домик в Бутырках в 50 километрах от столицы.
Михаил Кононов: самоубийство матери и нищета
Звезда фильма — классный руководитель Нестор Петрович артист со стажем. В его фильмографии более 90 киноролей. Он хотел навсегда остаться в памяти зрителей, но личные беды свели его с намеченного пути.
Михаил Кононов. Кадр из фильма Большая перемена. Фото: tvkultura.ru
В жизни Михаила были две главные женщины — супруга и мама, но у них с самого начала не заладились отношения. С будущей женой — Натальей актёр познакомился в 1969 году. Красавица блондинка работала на радиостанции, профессионально занималась лыжами, и строила карьеру в модельном бизнесе. Но встретив Михаила она отказалась от всех увлечений. Мать артиста была против их свадьбы, хотя репутация у Наташи была не запятнана — девушка из хорошей семьи и с образованием. Кононов настоял на своём и женился на Наталье вопреки нежеланию матери. Какое-то время молодым супругам пришлось пожить у сварливой родственницы. В семье постоянно возникали скандалы на ровном месте.
А потом произошла трагедия — в день рождения актёра мать покончила с собой. В этот день женщина долго не выходила из комнаты и Михаил решил её проведать. Когда он зашёл — увидел бездыханное тело матери. Следствие заключило, что женщина совершила самоубийство.
Кононова после трагедии будто подменили. Он стал агрессивным и постоянно срывался на молодой жене. Наталья всё своё время посвятила быту и капризному мужу, перестав с кем либо общаться. При этом детей пара не заводила.
Михаил Кононов с супругой Натальей. Фото: sobesednik.ru
Одна из последних известных ролей артиста была сыграна в фильме «Здравия желаю! Или Бешеный дембель». В 90-х началась новая эра кинематографа — зрители увлеклись криминальной хроникой, но Кононов наотрез отказывался играть в сериалах роли бандитов. Он отказывался от любых предложений, говоря, что это — не искусство! Так его совсем перестали приглашать в кино, а вскоре и вовсе позабыли.
Тогда Михаил Кононов решил создать театр-студию, чтобы передавать свой опыт и знания начинающим актёрам. Проект с треском провалился. Зато там Михаил Кононов встретил 18-летнюю девушку Риту, которая грезила о театральной сцене. Девушка заменила Кононову дочь, постоянно была рядом с артистом. В СМИ писали, что воспитанница — любовница под перекрытием. Супруга Кононова Наталья в это время перенесла несколько операций и переехала жить в деревню Бутырки, Михаил с Ритой навещали её.
Артист старался помочь молодой девушке с работой, прописал её в своей московской квартире. Но воспитанница оказалась мошенницей. Кононов думал, что оформляет договор опеки над воспитанницей, а та подсунула ему бумаги о правах на распоряжение апартаментами.
Предательство сильно подорвало здоровье артиста. Журналисты поговаривали, что супруги с горя даже запили горькую. В 2006 году Кононов сыграл свою последнюю роль — дворника в сериале «В круге первом». После съёмок Кононова ждала больничная койка.
Михаил Кононов в сериале «В круге первом». Фото: zen.yandex.ru
Актёр сильно сдал, а в скоре слёг с пневмонией. Денег Народному артисту на лекарства не хватало. Кононов попал в реанимацию и через несколько дней скончался. Любящая супруга пережила Михаила всего на четыре года. Женщину похоронили в одной могиле с супругом.
Михаила Кононова похоронили на Ваганьковском кладбище. Фото: uznayvse.ru
Фильмы
На подмостки театра Кононов выходил на протяжении 5 лет. Но более комфортно актёр чувствовал себя на съёмочной площадке. Да и востребованность Михаила Ивановича в кино была огромная. После дебютной роли в картине Ивана Пырьева «Наш общий друг», сыгранной молодым артистом в студенческие годы, предложения следовали одно за другим.
Михаил Кононов в фильме «Наш общий друг»
Внешность Михаила Кононова часто диктовала роли. Ему предлагали сыграть бесхитростных, простых и светлых душой героев. Витька в мелодраме «Наш общий друг», Колька в лирическом фильме «Первый троллейбус», Алёша Семёнов в военной драме «В огне брода нет», лейтенант Малешкин в военной комедии «На войне как на войне». Все эти образы хотя и отличались, но, всё же, были связаны одним амплуа. Во всех сквозила трагикомичность, смех сквозь слёзы.
Михаил Кононов в фильме «На войне как на войне»
Трагикомические образы Михаил Кононов был обречён играть всю свою жизнь. Лишь небольшие исключения изредка нарушали такой порядок вещей. Например, в драме Андрея Тарковского «Андрей Рублёв» Кононов сыграл монаха Фому. Эта роль второго плана впоследствии оказалась одной из любимых ролей актёра. Именно этой работой он гордился, хотя совсем не Фома, а другие кинообразы прославили артиста.
Михаил Кононов в фильме «Андрей Рублёв»
Ощутимую известность Михаилу Кононову принесла трагикомедия «Начальник Чукотки». Здесь зрители увидели великолепный дуэт двух артистов – Кононова и Алексея Грибова. Но всенародная известность обрушилась на актёра после выходы на экраны «Большой перемены». Эта жизнерадостная комедия, где собран цвет отечественного кинематографа, и сегодня любима миллионами телезрителей. Но когда она лишь вышла на экраны, то имела эффект разорвавшейся бомбы. Зрители обожали Нестора Петровича и всех его учеников.
Михаил Кононов в фильме «Большая перемена»
Как ни странно, но сам Михаил Кононов не любил свои звёздные роли. «Большую перемену» и «Начальника Чукотки» он вспоминал с неохотой.
В начале 1980-ых актёр впервые попробовал себя в детском кино. Фильмы с его участием «Гостья из будущего», «Кольца Альманзора» и «Финист – Ясный Сокол» понравились не одному поколению детей. Несмотря на то, что герои Кононова были прописаны в сценарии как персонажи второго плана, благодаря таланту Михаила Ивановича они стали вполне равноправными с главными героями фильмов.
Михаил Кононов в фильме «Финист – Ясный Сокол»
Но в конце 1980-ых мир кино начал стремительно меняться. И эти перемены оказались не по душе артисту. Михаил Кононов говорил, что воспитан в иной системе ценностей и принадлежит к тому поколению актёрского сословия, которое не может себе позволить сниматься в низкопробных проектах ради денег. Поэтому Кононов отказался от многих предлагаемых ролей. Это не могло не сказаться на его материальном положении. Актёр продал столичную квартиру и построил небольшой домик в подмосковной деревушке Бутырки.
В этот период друзья и близкие актёра припоминают, что он очень гордился своими достижениями в хозяйстве. Он с удовольствием работал в огороде, выращивая прекрасный урожай капусты и арбузов. Возле дома рос виноград. Кононов выращивал поросёнка и мечтал вырыть пруд.
Михаил Кононов в фильме «Гостья из будущего»
А вот работой в кинематографе он похвастать не мог. Отказывался от предлагаемых ролей, не соглашаясь на них ни за какие деньги. После прочтения очередного сценария открыто называл предложенную роль антиискусством и антиэстетикой.
Кононов говорил, что сниматься в такой «ахинее» ему стыдно перед умершими товарищами. Как известно, Олег Даль, Виктор Павлов и Виталий Соломин были однокурсниками Михаила Ивановича в «Щуке». Поэтому в последние годы Михаил Кононов появился лишь в нескольких картинах. Зрители увидели любимого артиста в лентах «Пиры Валтасара, или ночь со Сталиным», «Курочке Ряба» и «В круге первом». В последнем фильме актёр снимался, превозмогая болезнь.
Непростой характер артиста
Киноперсонажи Михаила Кононова обычно отличались доброжелательностью, особой душевной теплотой, способностью идти на компромиссы в сложных ситуациях. У большинства его персонажей наивные, широко открытые глаза и добрые лица, что хорошо видно на фото. Настоящий характер артиста был совсем иным.
Коллеги часто сторонились актера из-за его упрямства и несговорчивости. Кононов был правдолюбцем и постоянно конфликтовал как с окружающим миром, так и с самим собой. Внутренняя дисгармония сопровождала его всю жизнь, но особенно она стала заметна в зрелые годы.
Вероятно, сложный и неуживчивый характер начал формироваться у Михаила еще в раннем детстве. Известно, что будучи ребенком, он очень любил свою мать и всячески проявлял свою нежность и любовь к самому близкому человеку на свете. Но мать Кононова отличалась суровостью и отталкивала сына, ее раздражала его излишняя сентиментальность и мягкость.
В то же время, властная женщина требовала полного подчинения своей воле, даже когда он стал взрослым. Например, когда сын сообщил матери, что женится и представил ей свою невесту, мать не приняла девушку и объявила молодоженам трехгодичный бойкот.
В день тридцатилетия Михаила, она свела счеты с жизнью, выпив какой-то яд для насекомых. Это было для актера страшным ударом, он закрылся в себе, стал относиться к людям недоверчиво и временами даже враждебно. Часто он находил утешение в алкоголе. Коллеги рассказывали, что в кармане пиджака, Кононов постоянно носил фляжку со спиртным.
Поздняя любовь
Тогда, в 90-е годы, Кононова не приглашали в кино. Забытый, никому не нужный, он писал пьесу «в стол». Директор одного из клубов предложил ему поставить ее. Актер с радостью принялся искать самодеятельных артистов. На просмотр пришла девушка лет 15 на вид с большими грустными глазами. Плача, Рита призналась, что пережила изнасилование. Кононов обомлел: рассказанная девочкой история совпадала с написанным им сценарием. Он проникся жалостью к ней. Спектакль не поставили — клуб закрыли. Но Кононов мечтал снять фильм с Ритой в главной роли. Продав московскую квартиру, он переселился в деревню. Жена обустраивала сельский быт, а актер всюду появлялся с юной спутницей, представляя ее то племянницей, то дочерью. Работа над будущим фильмом требовала пребывания в столице. Кононов поселился в каморке дворника. Однажды Рита пришла в его дворницкую с узелком, заявив, что поссорилась с матерью, и осталась жить у него. Позже актеру удалось выпросить у московских властей однокомнатную квартиру в Останкино. «Перед сном Рита просила гладить ее по головке, — вспоминал артист. — В один прекрасный день она вдруг сказала, что нужно на ней жениться. Я встал перед ней на колени и тихо сказал: «Нет». Она капризно надула губки».
«После знакомства с Маргаритой у него словно выросли крылья, — рассказывает Галина Романова. — Его позднюю любовь осуждали друзья и родные». Зная об увлечении мужа, Наталья делала вид, что все в порядке. «Рита ухитрялась ревновать меня к жене, которая опекала ее в деревне, как родного человека. Мы с женой сказали, что, если она выйдет замуж, освободим для нее московскую квартиру», — изливал Кононов свои чувства на бумаге.
Статья по теме
«Лицо её обглодала собака». Страшная смерть актрисы из «Большой перемены»
Галина Романова устроила девушку на работу. Начав хорошо зарабатывать, Рита помогала Кононову. По словам Романовой, Рита искренне обожала актера. Но оба понимали: у него жена, которую он не смеет бросить, а она молода и обязательно встретит другого. Но, когда в 2001-м Рита решилась порвать отношения, Михаил не смог простить ей ухода. Он обвинял ее в меркантильности. Наталья, узнав, что муж втайне прописал Риту, подала в суд на выписку.
Кононова охватила депрессия. Рита все еще жила в его квартире. Он навестил ее. Войдя, актер понял: за перегородкой затаился мужчина, ее любовник. Рита, заплакав, выскочила на лестничную площадку. И тут Кононова сбил с ног сильный удар по голове. Через двое суток жена забеспокоилась из-за того, что он не отвечает на звонки. Его обнаружили одного в квартире, сильно избитого. Позже выяснилось: документы на квартиру украдены.
После этого случая жизнь актера будто покатилась под откос. Его одолевали сильнейшие боли в ногах. В последние годы жизни он почти не выходил из больниц. Продал дом в деревне. Денег на лечение все равно вскоре стало не хватать. У него осталась лишь книга. И жена, которая простила все…
За несколько лет до смерти Кононов признался: «Не было любви и не могло быть: эта девочка не моей фактуры вообще. Она на меня все обижалась, говорила: «Я знаю, тебе нравятся толстые тетки». Потом Рита пыталась завладеть моей квартирой, думаю, это она решила организовать на меня нападение. Я чудом выжил, спасла меня жена Наташа».
Уроки «Большой перемены». Классическому фильму исполнилось 40 лет
Подробнее
Кстати, супруга Михаила Кононова Наталья тоже уверена: Маргарита действительно хотела отнять у них квартиру. И именно этот поздний роман мужа она считает причиной его болезней.
«Если бы не этот случай, Миша бы сейчас еще жил! — уверена Наталья Кононова. — Он справлялся с душевной болью известным способом — выпивкой. Так что Маргарита, возможно, и добрая девочка, но тут виновата! Ладно, пусть живет! У Миши в повести так и написано: «Пусть живет».
На женитьбу сына мать отреагировала самоубийством
Михаил Кононов и в молодости обладал тяжелым характером, но в 33 года, когда он снимался в «Большой перемене», его поведение стало больше походить на нездоровье. Но тогда далеко не все знали, что в день его 30-летия мать актера покончила жизнь самоубийством.
О злом роке звезды «Тени исчезают в полдень» актрисы Александры Завьяловой: читайте здесь
Михаил был очень привязан к матери. Его отец, который после войны работал швейцаром в гостинице «Пекин», умер рано. После его смерти сын взял на себя ответственность за мать. Эта женщина, по утверждениям очевидцев, была скупа на ласку и болезненно ревнива ко всему, что могло бы отобрать у нее сына. По сути, она была домашним деспотом, привившим своему чаду массу комплексов. А когда ее сын появился на пороге дома с будущей женой, мать актера приняла его избранницу в штыки. Она была категорически против свадьбы, но сын проявил характер и женился. И тогда она отомстила ему самым страшным образом. Аккурат в день 30-летия Михаила 25 апреля 1970 года женщина совершила самоубийство – выпила целый пузырек отравы для тараканов.
Юная москвичка Наталья считала большой удачей выйти замуж за известного актера Фото: starhit.ru
Сын нашел ее в комнате на ковре. Эта трагедия навсегда изменила его, но самое главное, чего мать, собственно, и добивалась, актер возненавидел свою жену, считая, что мать умерла из-за нее. Кононов превратился в домашнего деспота, запретив жене любые проявления себя как личности. Он запрещал ей встречаться с друзьями и заниматься спортом. Но самое обидное – наотрез отказывался заводить детей. И пояснял это супруге тем, что в неволе не размножается.
Жена деспота сидела дома, а он пропадал на съемках, где, по слухам, имел адюльтер и не один. Интересно, что при всей своей вредности и специфической внешности, Кононов имел успех у женщин. Жена прощала ему измены и закрывала глаза на пьянство. Одни говорят, что Кононов в 70-х любил выпить, причем главным собутыльником был его друг – Олег Даль. Другие, да и он сам, утверждают, что Кононов никогда не пил – якобы у него к алкоголю было отвращение.